15 марта 2024 года в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы откроется выставка, посвященная одному из интереснейших личных собраний первой половины XIX столетия, которое принадлежало Павлу Карабанову – коллекционеру, знатоку русской истории и древностей.
«Оружейная палата известна, в первую очередь, как царская и императорская сокровищница, но мы хотим показать, что формирование коллекции музея происходило совсем не только при государевом дворе. Мы расскажем о плеяде российских коллекционеров, имена которых почти неизвестны российской публике, но это именно те люди, которые понимали, любили русское искусство и собирали произведения, схожие с теми, что хранились в Оружейной палате. Эта выставка, подобной которой никогда не было в истории российского музейного дела, поможет посетителям погрузиться в мир страстных коллекционеров русской старины, одним из которых был Павел Карабанов», – отмечает Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля, как сообщает Ревизор.ру.
Павел Карабанов был человеком, всей душой преданным своему Отечеству, и его коллекция стала своеобразной энциклопедией уклада жизни русского дворянского быта. Он не отдавал предпочтения произведениям какой-либо отдельной области искусства, а стремился в своей коллекции представить предметы старины во всем многообразии. Род Карабановых имел богатую историю, его представители уважали память предков, хранили фамильные сокровища и предания, связанные с ними. Это послужило основой для создания домашней коллекции и определило направление деятельности Павла Карабанова, собиравшего отечественные древности.
Свой домашний музей он формировал на протяжении более пятидесяти лет. К середине XIX века это было уже достаточно обширное собрание, состоявшее из музейной части, куда входили произведения декоративно-прикладного искусства, библиотеки с ценными рукописями, старопечатными книгами и автографами знаменитых россиян, а также кабинета эстампов и минцкабинета. Современники называли музей П.Ф. Карабанова «второй Оружейной палатой».
Император Николай I, узнав об этом собрании, принял решение приобрести его. Коллекционер не был готов при жизни расстаться со своим «детищем», но принял решение завещать его после смерти императору и в его лице – Отечеству.