Авторы – режиссер Эдуард Бояков и фотохудожник Михаил Розанов – представляют литературно-художественный проект, посвященный феномену русского монастыря, поиску его логоса, попытке пробиться к сердцевине важнейшего для нашей цивилизации явления.
Выставка организована Русским художественным союзом совместно с корпорацией «Синергия».
10 действующих православных монастырей на территории России предстают в строгой последовательности, отвечающей авторскому замыслу, связанному как с изобразительным рядом, так и с поиском вербальной формулы русского монастырства.
Идея реализована в единстве литературной и изобразительной концепций. Для каждого монастыря определено сутевое понятие, отражающее уникальность его функции. 10 ключевых слов – как 10 фундаментов, на которых зиждется обитель. Литературное исследование монастыря, в котором история, летопись, особенности архитектуры и функционирования обители складываются в целостный вербальный образ, не отделимо от изображения. Каждая обитель предстает в монохроме. Здесь нет интерьеров – только фасады. Территории безлюдны, съемка произведена в определенное время года – то, в которое монастырь наиболее явно проявляет свою суть.
Эдуард Бояков, соавтор:
Русский монастырь – не только и не столько памятник или артефакт. Это духовный и антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей – отсюда подзаголовок: «Русский монастырь на границе с небом». Граница здесь – ключевое слово. Монохромность отражает этот смысл. Слова, определяющие суть обители – не культурологические свойства, а антропологическая норма, к которой должен стремиться каждый – что монах, что мирянин. Каждый из нас должен стремиться стяжать праведность, ценить знание, находить в своей жизни место для подвига. Эти десять монастырей и слов – словно десять психологических типов, десять духовно-геополитических заповедей.
Михаил Розанов, соавтор:
Эдуард Бояков предложил выявить разные векторы развития монастыря – и я искал эти векторы через архитектуру и природу. Почти год мы ездили, выбирая для каждого объекта время года. Поэтому какие-то обители запечатлены зимой, какие-то летом. Но это не отражается в цвете. Цвет я не люблю – он отвлекает от главной мысли. Все снимки выполнены в монохроме.
Важным принципом было – снимать монастыри без людей. Это специальная концепция. Наша задача была запечатлеть вечность.
Троице-Сергиева Лавра. Московская область, Сергиев Посад
Каждый монастырь предъявлен девятью изображениями: один панорамный вид, далее – отдельные части фасада, вписанные в природный ландшафт. Линии, архитектурные детали, графика стеновых конструкций рифмуются с графикой горизонта, парящими облаками, незримым, но ощутимым движением воздуха.
Последовательность изображений и текстов строго выверена. Равно как не случаен маршрут выставки – это не рандомная череда монастырей, это движение от свойства к свойству. И потому малоизвестные обители тут соседствуют с «мировыми звездами» – такова композиционная идея выставки: монастыри открывают свои тайны в определенном порядке, погружая посетителя в законы русского логоса.
Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кириллов
Введенская Оптина Пустынь. Калужская область, Козельск
Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Республика Бурятия, Посольское
Абалакский Знаменский монастырь. Тюменская область, Тобольский район, Абалак
Костомаровский Спасский монастырь. Воронежская область, Костомарово
Успенский Псково-Печерский монастырь. Псковская область, Печоры