Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 11 января 2025 г.

Заглянуть в глаза чудовищ

Эрмитаж представляет уникальную выставку

11 января 2025

До 9 марта 2025 года в Двенадцатиколонном зале Государственного Эрмитажа проходит выставка «…Посмотри в глаза чудовищ…» Мифические олицетворения ужаса в Античности и их победители». Темой экспозиции стали не прекрасные боги и герои античных легенд, а вселяющие страх мифологические существа, монстры и чудовища, образы которых нашли яркое воплощение в искусстве разных эпох — от Античности до Нового времени, сообщает Культура РФ.

Более 250 экспонатов знакомят с фантастическим миром чудовищ античной мифологии — от змееподобной лернейской гидры до обращающих взглядом в камень горгон со змеями вместо волос; от крылатых полудев-полульвиц до демонических сирен, полуптиц-полуженщин; от жутких монстров, порожденных Ехидной и Тифоном, до богини ночных видений и чародейства Гекаты.

Эрмитаж представляет галерею образов этих чудовищ — живых воплощений страхов, окружавших древних греков: страха моря и неизвестных берегов, страха чужого города и иных земель, страха леса, страха вулканических извержений и болот, страха божественного запрета, ночных опасностей и страха смерти.

Их иконографию отражают предметы античного собрания Эрмитажа, например вазы, скульптуры, терракоты, резные камни, ювелирные изделия, монеты; памятники ассирийского и египетского искусства — цилиндрические печати, рельефы и статуэтки. Также зрители увидят венецианский щит XVI века с гидрой; выдающийся образец античной торевтики — серебряную бляху с лицом Медузы горгоны из Артюховского кургана; редчайший фрагмент этрусской бронзовой скульптуры, изображающей Химеру. На выставке представлено и выдающееся произведение ранней краснофигурной живописи — аттическая амфора с Гераклом, стреляющим из лука в змея Лафона, охраняющего яблоки Гесперид.

С гибелью античного мира образы древних монстров не исчезли, а вошли в европейское искусство Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени. Их можно встретить на картинах, рисунках, гравюрах, в виде скульптур и рельефов, на предметах прикладного искусства: в расписной посуде, на майолике и лиможских эмалях, резных камнях, ювелирных украшениях и даже кожаных рельефных обоях.

Образ греческой культуры, концентрирующий в себе отдельные ужасы, воплощает картина Льва Бакста «Terror Antiquus» из собрания Государственного Русского музея. Завершает фантастический бестиарий античных монстров на выставке скульптура «Этюд с натуры» Луиз Буржуа, напоминающая сфинкса или грифона без головы.

Созданная в Двенадцатиколонном зале полутемная атмосфера, необходимая для экспонирования графических листов с мифологическими сценами, соответствует духу выставки — ужасным существам, поджидающим человека во тьме.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS