На строительстве БАМа отличились тысячи рабочих, инженеров, управленцев. Звёздами Героев Труда отмечены лучшие из лучших. Их имена недаром носят разъезды магистрали и улицы бамовских городов. Они остались не только в летописи БАМа, но и в учебниках.
Именно на БАМе к задачам строительства магистрали впервые подошли комплексно. Одновременно с железной дорогой строили всё, что необходимо для жизни и работы. Жильё, предприятия, наконец, школы, поликлиники, больницы. Бамовские задачи мобилизовали производство, науку, армию.
Одним из самых опытных бамовских руководителей был Константин Владимирович Мохортов. Когда о будущей магистрали заговорили на всю страну, ему уже было за 60. Всю жизнь он прокладывал пути. Мохортов из той плеяды управленцев, которые взяли на себя ответственность за свою отрасль в годы войны и послевоенного восстановления страны. Ещё до войны Константин Владимирович стал заместителем начальника Омской железной дороги. Но, несмотря на то, что его биография и до 1974 года была богатой, Константин Владимирович стал настоящим бамовцем.
Среди железнодорожных строителей о Мохортове ходили легенды. Рядом с ним просто невозможно было относиться к работе с прохладцей. Выволочки практически не требовались: его понимали с полувзгляда. Большую стройку невозможно просчитать, во многом она развивается непредсказуемо, в режиме постоянных «форс-мажоров» и «нештатных ситуаций». Но Мохортов не только «зашивал там, где порвалось». Опыт позволял ему многое предвидеть. Именно поэтому немолодой руководитель возглавлял молодёжную стройку более десяти лет. Его заслуженно считали незаменимым.
В нём сразу можно было увидеть настоящего профессионала и лидера. По выправке, по обстоятельной манере выражать мысли и… по глазам, в которых многое можно было прочитать. И любовь к жизни, и уважение к труду, и внимание к любому нюансу стройки, и счастье, потому что этот человек занимался любимым делом. «Он выделялся многими качествами: импозантной внешностью и поставленной речью, умением принимать быстрые и правильные решения, в нём всегда присутствовали интеллигентность и дипломатия», – писал историк БАМа Иван Шестак.
Мохортов из тех, за кем шли профессионалы высочайшего класса. Шли, потому что доверяли этому мудрому и мужественному человеку, который не боялся отстаивать свою точку зрения в самых высоких кабинетах, перед первыми людьми государства.
Несмотря на ранг заместителя министра, он руководил стройкой не из Москвы. Штаб Мохортова все эти годы находился в Тынде. Разумеется, регулярно приходилось летать в столицу, не только для рапортов, споров и совещаний, но и для обстоятельных бесед с министрами, с учёными, чей вклад в строительство БАМа тоже нельзя недооценивать. Мохортову довелось работать с тремя председателями Совета министров СССР – Алексеем Косыгиным, Николаем Тихоновым, Николаем Рыжковым. Для каждого из них БАМ был и заботой, и гордостью. И, хотя в таком деле скрытая пружина конфликта всегда натянута, Мохортову они доверяли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути на всем её протяжении, проявленный трудовой героизм Мохортову Константину Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это было не юбилейное награждение, а самое что ни на есть заслуженное потом и кровью.
12 лет Мохортов возглавлял ГлавБАМстрой. Срок невероятный для столь напряжённой стройки. В 1986-м, ощутив, что отдал магистрали все силы, Константин Владимирович передал рычаги управления главком своему молодому преемнику Ефиму Басину. Мохортов был спокоен за судьбу своего дела: он оставил БАМу не только налаженное хозяйство и сотни построенных объектов, но и плеяду учеников.
Опыт таких профессионалов, как Мохортов, постоянно приходит на выручку современным строителям железных дорог. В профессиональном сообществе первого начальника бамовского строительного главка не забыли. Каждый день о нём напоминают поезда, станции, улицы городов, построенных в мохортовские времена. В его честь названа улица в Тынде, учреждена памятная медаль. Три года назад на 30-м километре линии Бамовская – Тында Дальневосточной железной дороги между станциями Штурм и Муртыгит был открыт новый разъезд, значительно увеличивший пропускную способность перегона. Он носит имя Мохортова. Сам факт строительства нового разъезда – наилучшее подтверждение тому, что магистраль живёт и развивается, что она востребована, а, значит, труды Мохортова не пропали даром.
Рабочие строят железнодорожный разъезд имени Константина Мохортова в рамках создания второй очереди БАМа. Амурская область, 2015 год
Герои в погонах
Мохортов – настоящий полководец БАМа, но под стать ему были и офицеры. В том числе и в прямом смысле слова военнослужащие, ярко проявившие себя на строительстве магистрали. Среди первых бамовских командиров было немало таких, знакомством с которыми гордятся и сорок лет спустя. Они – настоящие первопроходцы магистрали. Один из них – Степан Николаевич Пальчук, полковник железнодорожных войск, Герой Социалистического Труда. Он родился неподалёку от западных рубежей Советского Союза, в Брестской области, в деревне Медны, в крестьянской семье. А трудовой подвиг совершил на Дальнем Востоке. После окончания Ленинградского высшего Краснознамённого училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе и Военной академии тыла и транспорта он объездил весь Союз. В Ленинграде и в родной Белоруссии бывал нечасто. Но БАМ стал для него главным делом жизни. За шесть лет воины-железнодорожники, которыми командовал Пальчук, возвели 90 мостов разной конструкции на восточном участке БАМа. Всякий раз работать приходилось в бездорожье, преодолевая спешку и нехватки. При строительстве мостов в условиях БАМа нештатные ситуации случаются ежедневно. Пальчук как истинный командир полка не боялся взять ответственность на себя – и ни чутьё, ни расчёт его не подводили. В посёлке Этыркен, что на границе Амурской области с Хабаровским краем, имя Степана Пальчука носит школа.
Но главный, решающий памятник строителю – железная дорога, проложенная в непроходимой тайге на века. Её называли «дорогой в ХХI век», и время показало обоснованность этой формулы.
КАЛЕНДАРЬ
4 января 1975 года
Для оперативного управления строительством БАМа Министерство транспортного строительства СССР приняло решение создать Главное управление по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
8 сентября 1975 года
При Президиуме Академии наук СССР создан Научный совет по проблемам Байкало-Амурской магистрали для координации исследований по строительству магистрали и освоению прилегающих к ней территорий.
1 января 1981 года
Создана Байкало-Амурская
железная дорога с управлением в Тынде, с тремя отделениями: Северобайкальским, Тындинским
и Ургальским.