Владимир Шатакишвили
Собеседник на пиру: весело
о горьком. Сборник рассказов.
– Пятигорск: Ассоциация писателей Кавказских Минеральных Вод;
Кисловодск: Северокавказское
издательство МИЛ, 2018. – 727 с.
Владимир Шатакишвили – постоянно проживает в Пятигорске, городе, чья история неразрывно связана с именами Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Льва Толстого. Он счастливо соединяет качества даровитого писателя и искусного тамады, непревзойдённого знатока застольных обычаев. Неслучайно красной нитью в опубликованных Владимиром Шатакишвили сборниках рассказов и новелл проходит тема застолья. Подобно аккуратному и серьёзному коллекционеру, он в течение десятилетий собирал и записывал забавные и смешные, грустные и трагические истории из жизни, тесно связанные с застольными практиками. Щедро делится автор личными воспоминаниями и откровениями о торжественных приёмах, званых обедах и ужинах, пышных застольях с участием важных персон, об импровизированных пирушках в компании ближайших друзей, прекрасных дам (знакомых или вовсе не знакомых). Более того, благодаря своей благожелательности и открытости он сумел привлечь к плодотворному творческому сотрудничеству десятки людей: одни предоставили ему новеллы и рассказы, другие дали интервью.
Символическая «винная карта», которую можно составить после прочтения книг Шатакишвили, на первый взгляд проста, однако выбор её не лишён глубинного смысла. Подобно своим многочисленным героям, он отдаёт явное предпочтение классической триаде алкогольных напитков: шампанскому, вину и коньяку. Хотя, конечно, невозможно было в книгах о застолье не упомянуть о нашей знаменитой водке, этом, как выразился профессор Вячеслав Шульженко, «неиссякаемом источнике по исторической психологии» и другим «ментальным конструкциям российского человека». По ходу повествования Владимир Шатакишвили излагает содержательные справочные сведения об истории виноделия, приводит различные здравицы и даже застольные анекдоты.
Однако характерной особенностью его повествования является то, что в нём трудно обнаружить какие-либо скабрёзности, хотя, казалось бы, как раз на застолье для них всегда может найтись место. В рассказах и новеллах читатель не найдёт и намёка на ненормативную лексику, столь востребованную ныне в кругах российского «бомонда». Для автора все, кто собирается за накрытым столом, – равны и в то же время интересны как участники древнего магического действа, называемого застольем. Уважение к «собеседнику на пиру» – один из основных критериев его книг. Владимиру Шатакишвили одинаково интересны и ближайшие друзья, имена которых, к сожалению, ничего не скажут большинству читателей, и его земляки, составляющие цвет интеллигенции Ставрополья (Ирина Сафарова, Василий Звягинцев, Борис Розенфельд), и люди, являющиеся подлинным достоянием нашей страны (Андрей Дементьев, Георгий Бурков, Георгий Вицин, Георгий Данелия, Котэ Махарадзе, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин). Их фотографии, как и фото самого Владимира Шатакишвили с книгой о Фёдоре Шаляпине в руках, глядят с обложек его книг.
Владимиру Шатакишвили, подлинно советскому человеку в самом хорошем смысле этого слова, довелось уже в зрелом возрасте неоднократно бывать за границей. Написал он и о застольных обычаях других стран, которые в большинстве случаев отличаются от кавказских или русских. Раскрытие этого, казалось бы, побочного сюжета даёт возможность лучше понять специфику межкультурной коммуникации. Герои Шатакишвили (да и он сам), даже испытывая культурный шок от иноземных застольных практик во время пребывания за границей, как правило, с достоинством выходили из трудных, а порой и щекотливых ситуаций, наглядно демонстрируя, как именно следует «пить по-русски».
Книги Владимира Шатакишвили приводят читателя к простой мысли: блажен, кто испытал радость дружеского общения за накрытым столом! Думается, вполне уместна в данном случае известная присказка «Мастерство не пропьёшь!».
Владимир Невежин