Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2019 г.
  4. № 39 (6706) (25.09.2019)
Искусство

Музыка над Енисеем

Красноярскому государственному театру оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского – 40 лет

25 сентября 2019
Сцена из балета «Гусарская баллада»

Этой красивой и круглой даты театр достиг в декабре 2018 года, как раз тогда, когда в России объявили Год театра. Но юбилейный год продолжается. А для любого профессионального театра Год театра – каждый день. Интересно заметить, что чуть больше половины истории Красноярского оперного театра приходится на XX век, а вторая половина – на XXI, то есть свою не долгую пока историю театр прожил в двух веках!

Конечно, такие великие театры, как Мариинский, Большой или Ла Скала, жизнь которых в искусстве исчисляется столетиями, могут хихикнуть насчет 40-летия их красноярского коллеги. Но, во-первых, любой путь, даже самый грандиозный, начинается с первого шага, а во-вторых, Красноярский театр оперы и балета сейчас достиг именно зрелости, а не кризиса среднего возраста.

Создать с нуля оперный театр – великий труд, тем более если этот театр открывается «во глубине сибирских руд», в городе, где оперные традиции ограничивались самодеятельной Народной консерваторией, организованной известным в своё время тенором, «сибирским соловьём» Петром Словцовым и его женой Маргаритой Риоли-Словцовой в 1920 году, которая в 1924 году была преобразована в «Трудовой оперный коллектив». О судьбе «Трудового оперного коллектива» сохранилось очень мало сведений, но известно, что он поставил 14 опер и просуществовал до мая 1925 года. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в Красноярске на сцене Драматического театра им. А.С. Пушкина работали эвакуированные труппы Одесского и Днепропетровского театров оперы и балета, которые поддержали историю оперного искусства в городе.

Жена Петра Словцова Маргарита Николаевна после смерти мужа в 1934 году ещё двадцать лет продолжала преподавательскую деятельность в Красноярске. Среди её учеников – Екатерина Иоффель, ставшая впоследствии профессором и педагогом Дмитрия Хворостовского, который, к скорби мирового оперного сообщества, тоже преждевременно ушёл в мир иной. А Красноярский театр оперы и балета с 2018 года стал носить имя выдающегося баритона, уроженца этого сибирского города.

За последние несколько лет Красноярский оперный из отдалённого регионального театра превратился в быстро развивающийся и активно выходящий на мировую арену коллектив. Так, большую популярность в балетном мире приобрёл Международный форум «Балет ХХI век», который собирает под свои «своды» выдающихся артистов балета прошлого и настоящего, известных балетоведов и историков балета. В его рамках проходит международный конкурс артистов балета «Гран-при Сибири», председателем которого является народный артист СССР, знаменитый хореограф Юрий Григорович. В жюри «Гран-при Сибири» в разные годы входили народный артист СССР Вячеслав Гордеев, Бриджит Лефёвр, работавшая директором балетной труппы Гранд-опера 13 лет – дольше всех своих предшественников за всю историю этого театра, народная артистка России, ректор Московской академии хореографии Марина Леонова, заслуженный артист России, в прошлом – солист Большого театра, художественный руководитель Красноярского оперного Сергей Бобров, директор Национальной академии танца (Италия) Маргерита Паррилла и другие выдающиеся личности.

Ежегодный фестиваль «Парад звёзд в Оперном» гордится тем, что в его спектаклях участвуют не только отечественные оперные знаменитости, но и зарубежные. Причём не только солисты, но и дирижёры. Например, на IX фестивале, прошедшем в прошлом сезоне, в числе приглашённых дирижёров были Петер Феранец и Дмитрий Юровский.

Раз в два года Красноярский театр проводит Международный конкурс оперных певцов имени П.И. Словцова. Жюри данного конкурса тоже включало в себя великие имена: одна из самых выдающихся певиц ХХ века Фьоренца Коссотто (Италия), ещё один её известный соотечественник Витторио Терра Нова, отечественные звёзды – народная артистка России, солистка Большого театра Ирина Долженко, Любовь Казарновская, народная артистка СССР Маквала Касрашвили и другие.

На просторах Красноярского края, площадь которого 2 339 700 км² и на территории которого разместилось бы почти четыре Франции (площадь Франции – 547 030 км²), всего один оперный театр – Красноярский государственный театр оперы и балета. Для сравнения: в «крошке» Франции, по данным Википедии, 9 оперных театров. Поэтому на Красноярском оперном театре, как единственном в огромном регионе, лежит особая миссия: он должен знакомить публику и с нетленной оперной и балетной классикой, и с новыми, современными произведениями, что он успешно и делает. Так, большой интерес вызвала премьера прошлого сезона, балет-модерн «Ханука» на популярные еврейские мелодии в постановке Сергея Боброва (хореография Натальи Бобровой). В репертуаре театра имеются такие раритетные балеты, как «Красный мак» Р. Глиэра и «Гусарская баллада» Т. Хренникова. Счастье, что в Красноярске существует сильный хореографический колледж, пополняющий труппу театра хорошо подготовленными молодыми артистами балета.

18-teatr-svetlyj (1).jpg

Завершила прошлый сезон и открыла нынешний мировая премьера оперы московского композитора Александра Чайковского (р. 1946) «Ермак» в постановке режиссёра Георгия Иса­акяна (Москва) и сценографии народного художника РФ Вячеслава Окунева (Санкт-Петербург). Где, как не в Сибири, ставить эту оперу, тем более что в Красноярске есть музей-усадьба знаменитого русского живописца, мастера масштабных исторических полотен Василия Сурикова. Темы одной из самых выдающихся его картин – «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895), хранящейся в собрании Русского музея в Петербурге, – были использованы в сценическом оформлении спектакля.

С 16 по 26 октября в Красноярске состоится Международный фестиваль имени Дмитрия Хворостовского. В день рождения Хворостовского, 16 октября, фестиваль откроется исполнением «Реквиема» Верди. Затем один из лучших теноров современности Хуан Диего Флорес (Перу / Австрия) представит свою сольную программу.

В фестивале примут участие и другие выдающиеся исполнители, среди которых Анжела Георгиу (сопрано, Румыния), Сергей Лейферкус (баритон, Россия / Великобритания), Стивен Костелло (тенор, США), Михаил Петренко (бас, Россия), Юлия Герцева (меццо-сопрано, Россия / Швейцария), Лев Винокур (фортепиано, Россия / Германия).

Основные события фестиваля пройдут в Красноярском театре оперы и балета имени Д.А. Хворостовского и Краевой филармонии. Обе эти сцены особым образом связаны с творческой биографией певца. Именно здесь состоялись его первое и последнее выступления.

 

Тэги: Театр Дата Лаврова Людмила
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

    16.05.2025
  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS