Завершился показ премьерного восьмисерийного фильма «Начальник разведки» про Павла Фитина, который занимал в CCCР этот важный пост с 1939-го по 1946-й.
Фильм стал неожиданным подарком. Ведь современное кино про советский период, тем более про спецслужбы, обычно смотришь с опаской. Как-то уж всё на жёсткой антисоветской колее: ГУЛАГ, аресты, слёзы, кровища, неоправданное насилие – за исключением периода Великой Отечественной войны и полёта Юрия Гагарина в космос.
Создатели «Начальника разведки» провели ювелирную историческую и художественную работу. Режиссёр и продюсер Артём Чащихин-Тоидзе трудился над сериалом пять лет, обеспечил историческую точность и показал советских разведчиков того времени как людей ренессанса, с множеством талантов и компетенций, и полностью отдававших себя главному – защите Родины.
Павел Фитин был самым молодым на посту начальника внешней разведки – назначен в 31 год. Пост высокий, но незавидный: Фитин стал шестым начальником всего за полтора года. Недавний редактор сельскохозяйственного издательства, он даже в спецшколе не доучился (была расформирована из-за «предателя»). И не был «своим человеком» наркома Лаврентия Берии.
Как – как?! – в сжатые сроки, вопреки всему и вся, Павел Фитин возродил советскую разведку из пепла репрессий и сделал одной из сильнейших спецслужб мира? По словам Чащихина-Тоидзе, Фитин прежде всего не побоялся и поверил тем, кто был в опале, – Павлу Судоплатову, недавнему и.о. главы Иностранного отдела разведки, и гениальному разведчику-оперативнику Александру Короткову, уволенному из органов в 1939-м. Фитин также был, что называется, эффективным организатором. И, как ни парадоксально для профессии, – открытым человеком, умел поддержать сотрудников, находил слова, чтобы поднимать их веру в себя.
Ещё важный момент: Фитин не боялся говорить то, что считал нужным, докладывал начальству и негативные новости. Причём не кому-то, а самому Лаврентию Берии. Делал это дипломатично, но настойчиво и всегда предлагал решения. Так ему удавалось устранять вечную проблему всех разведок – не подстраивать сводки под мнение начальника, точно передавать реалии. Так было, например, с информацией об атаке Третьего рейха на Советский Союз. Сталин регулярно отвергал донесения и источники Фитина. Тот лично поручался за них. Фильм воспроизводит известный по архивам эпизод 17 июня 1941 года, когда Фитин доложил Сталину точную дату и время начала войны – и снова был отвергнут. В воспоминаниях Фитин отметил, что понимал: в тот раз он рисковал жизнью.
Есть в фильме и собирательный образ карьериста-предателя, работавшего против Фитина, чтобы занять его пост. Он обрывал контакты с агентами, действовал на провал новых и даже сдал советских агентов-немцев на высоких постах рейха, работавших против нацизма на основе своих убеждений. Все они были жестоко убиты вместе с семьями. Поистине карьерист – хуже врага.
Как советский аппарат смог обеспечить Победу? Сегодня Россия в состоянии противоборства с блоком НАТО и экономического давления, сходного с войной. Российским чиновникам было бы полезно осмыслить, как работали их советские предшественники, – потому что для победы нужны такие усилия, которых госаппарат российской эпохи ещё не прилагал.