Профессия железнодорожного машиниста долго считалась специфически мужской. Но в 1930-е годы в СССР этот стереотип удалось опровергнуть.
Зинаида Троицкая , по собственному признанию, «родилась в депо». Её отец занимался ремонтом паровозов, а мать трудилась табельщицей в депо Москва-Сортировочная. И родила она дочь прямо на рабочем месте – почти под стук колёс. Паровозные гудки сопровождали Зинаиду всё детство. Правда, грезила она поначалу совсем о других горизонтах – о дальних плаваниях, о морях и океанах. Но когда подросла, железнодорожная романтика перевесила морскую. Бойкая, улыбчивая девушка выучилась на слесаря по ремонту паровозов – и уже тогда мечтала стать машинистом. Чувствовала в себе силы водить составы, а уж о желании и говорить было нечего... Пробиться на курсы машинистов женщине было непросто, однако Зинаида умела преодолевать препятствия. Даже по старым чёрнобелым фотографиям можно рассмотреть характер – неукротимый, несмотря на открытую, простую девичью улыбку. В 1930 году её приняли на подготовку помощников машиниста. Занятия шли по вечерам, после 12-часовой рабочей смены в ремонтном цеху. Она досконально знала устройство паровоза и выпускные экзамены в итоге сдала на отлично – единственная с курса.
Определили её поначалу на маневровый локомотив. Машинист, с которым Зинаида должна была отработать первую смену, принял девушку в штыки: «Иди, откуда пришла, у меня и без тебя есть помощник». Действительно, трудно было в то время представить женщину в кабине паровоза. Но она не опустила руки, стала работать. А вскоре Троицкой повезло – её перевели в помощники к опытнейшему машинисту Андрею Степановичу Ермолаеву. С ним Зинаида стала регулярно ходить в рейсы по маршруту Москва – Рязань. И Ермолаев – человек, как говорится, строгий, но справедливый – дал ей самую лестную характеристику. Именно он начал готовить свою помощницу к экзамену на машиниста. Хотя начальство долго колебалось: можно ли доверить женщине столь мощную технику?
Непростой экзамен она сдала. И 8 марта 1935-го ей – первой женщине в мировой истории – доверили вести паровоз! Это был маневровый ЧН-394, требовавший ремонта. Троицкая своего «железного коня» холила и лелеяла. И вся её дружная бригада состояла из представительниц прекрасного пола. Помощник – Анна Кошкина, кочегар – Мария Федосеева. Троицкая учила девчонок: «Главное – не бояться, знать машину и аккуратно выполнять всё, чему нас учили. Тогда и навык придёт». Газеты писали, что её паровоз неизменно был самым чистым в депо. Она перевыполняла планы, считалась стахановкой.
О ней узнала вся страна. Первая в мире женщина-машинист! Сам Пётр Кривонос – легендарный машинист – не жалел в адрес Зинаиды добрых слов. Признал! Теперь её бригаде доверяли настоящие составы и долгие рейсы.
В апреле 1936 года в Кремле Зинаиде Петровне вручили орден Ленина. Ей в то время было всего лишь 23 года. Так и хочется вспомнить строки Владимира Маяковского: «Славьте, молот и стих, землю молодости». Она в тот день, конечно, сияла, как майское утро.
К ней пришла слава – тоже непростое испытание. У другой бы закружилась голова, но Зинаида Троицкая – совсем ещё молодой специалист – проявила способности и к руководящей работе. Её первой из женщин назначили начальником паровозной службы Ленинской железной дороги. В 1938 году она выступила с призывом на весь Советский Союз – в духе того времени: «Женщины – на паровоз!» Она брала пример со знаменитой трактористки Паши Ангелиной, которая также призывала «сестёр» осваивать трактора. И призыв не остался незамеченным. Сотни женщин после этого поступили на курсы машинистов. Многие из них были жёнами железнодорожников, многие просто мечтали о скорости, мечтали водить тяжёлые составы. В годы войны эта инициатива Троицкой здорово поможет нашей железной дороге. Мужчины уходили на фронт, погибали – и женщины приходили им на смену, формируя бригады машинистов.
Троицкую назначили начальником Московской окружной железной дороги – той самой, которую недавно переоборудовали в МЦК. В 25 лет Зинаида получила «генеральскую» должность! В 1941 году эта дорога и её начальница сыграли героическую роль в обороне Москвы!
Троицкая, будучи на восьмом месяце беременности, не позволяла себе покинуть рабочее место. Немец под Москвой, в городе – паника. Она продолжалась всего несколько дней, но в войну многое решают порой даже не дни, а минуты.
16 октября Троицкая должна была принять воинский эшелон с Запада и отправить состав с эвакуированными на Восток. Важнейшее государственное задание – а выполнить его оказалось некому. Все куда-то канули, как под воду ушли в то утро. Даже в такой ситуации наша героиня не потеряла хладнокровия. Троицкая решила: «Сама поведу состав!» Даже кочегара не было, с этой ролью справился её личный водитель. Они доставили эшелон от Курского вокзала до станции Серебряный Бор, доставили на место дислокации бойцов, приняли раненых. А там удалось сформировать несколько паровозных бригад – в том числе из её учениц. И девочка у неё родилась вполне благополучно.
Зинаида Петровна Троицкая выступает в депо «Измайловская», 1967 год
АЛЕКСАНДР ЧЕПРУНОВ / РИА НОВОСТИ
В ноябре 1943-го, накануне очередной годовщины Октябрьской революции, нарком путей сообщения СССР составил для Иосифа Сталина список «особо отличившихся работников железнодорожного транспорта», которым предлагалось присвоить звания Героя Советского Союза. Зинаида Троицкая шла в списке одной из первых. Но Верховный главнокомандующий почему-то её вычеркнул .
После войны легендарная женщина трудилась заместителем начальника Московского метрополитена. И, кстати, в метро в её время тоже немало женщин-машинистов водили составы. О своей громкой славе она напоминать не старалась, жила скромно, хотя 30 лет занимала высокую должность. И сохранила о себе добрую память среди коллег – надолго. Такое нечасто бывает! А сегодня, листая летопись российских железных дорог, её имя мы встречаем с гордостью: первопроходец. Как это почётно и трудно – быть первой. Такой мы и запомнили Зинаиду Петровну Троицкую.
В наши дни Министерство труда и соцзащиты после долгого перерыва снова разрешило женщинам работать машинистами. Поэтому дело Зинаиды Троицкой продолжается. Только на смену паровозам пришла современная техника.