Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 августа 2023 г.
Телеведение

А ля гер ком а ля гер

24 августа 2023
Кадр из фильма Е.Ф. Бауэра «Революционер» (1917 г.)

Самые страшные испытания для человечества оборачивались великим благом для искусства. От них идёт и материал – откуда было взяться «Симплициссимусу» или «Дневнику чумного года» без Тридцатилетней войны и Великой эпидемии в Лондоне, – и вдохновение вообще. Художники народ капризный, творить в спокойные времена вроде и приятно, но скучно. И творцу надо бы на своём веку что-то испытать – остался бы в истории Эрнст Юнгер без четырнадцати своих ранений в Первую мировую, заменившую ему университет? Добился бы таких высот пианист Пауль Витгенштейн, не оставь он свою правую руку где-то в соседнем окопе? Впрочем, я говорю банальности; всем известно, что счастливый художник – плохой художник. Эта заметка – тоже о несчастии и его парадоксально-положительном влиянии на искусство. Но влияние это выражается не в абстракциях вроде вдохновения или опыта, скорее наоборот – в цифрах бухучёта и суммах на банковских счетах.

 Время действия – май 1914 года. Эрцгерцог Фердинанд жив и весел, а европейская интеллигенция хохочет при слове «война». Вокруг царят мирные удовольствия, и в первую очередь кино, только-только вышедшее из младенческого возраста и окончательно завоевавшее симпатии публики. Главные хиты – многосерийный «Фантомас» француза Луи Фейада и жгучие мелодрамы с датчанкой Астой Нильсен. Отечественное кино, которому не исполнилось ещё и шести лет, пользовалось за рубежом некоторой популярностью в силу своей экзотичности – «Русская свадьба XVI столетия» и прочие «Коробейники» способствовали этой репутации. Медленное взросление уже приносило плоды – в прошлом году начинающий постановщик Евгений Бауэр снял мрачную и стильную картину «Сумерки женской души». В моду начали входить мелодрамы в современном духе – с фраками и шляпками. Делалось всё на голубом глазу – восторг от созерцания подвижной фотографии не оставлял ни режиссёра, ни зрителя. Сюжеты были предлогом для того, чтобы покрутить ручку киноаппарата.

 Идиллию эту нарушила война. Замечу – не разрушила. Наоборот, наш слабоватый кинематограф с началом тяжёлых времён вдруг воспрял духом. Примитивно устроенная логистика тех лет (не говоря уже о том, что главные наши противники – Германская и Австро-Венгерская империи – расположились как раз посередине Европы) сыграла здесь не последнюю роль: страна оказалась в культурном вакууме, без возможности закупать иностранное кино. А вот для наших кинопромышленников настали золотые деньки – изначально крупные игроки работали по лицензии и распространяли зарубежную продукцию, собственными проектами занимаясь в свободное время. Теперь, в условиях острой нехватки новых картин, отечественные киноателье начали работать на полную. Исчез любимый бандит Фантомас – получите взамен кинобоевик «Сонька – золотая ручка». На смену жестоким мелодрамам скандинавов пришёл всё тот же Бауэр, поднявший жанр на недосягаемые высоты. Аста Нильсен и сонм итальянских кинодив уступили место отечественным звёздам: красавицам Верам – Холодной и Каралли, не говоря уже о Витольде Полонском, Осипе Руниче и, конечно, Иване Мозжухине, чья звезда взошла благодаря гению Якова Протазанова.

 Появился особый мир, полный прекрасных женщин и демонических мужчин – они влюблялись, расставались и убивали друг друга в порыве ревности или страсти. Опоры этого хрустального дворца пошатнули революции – сначала совсем неслышно; только Мозжухин в «Отце Сергии» Протазанова бежал из роскоши Петербурга в уединённую келью да Иван Перестиани в «Революционере» Бауэра сменил элегантный смокинг на солдатскую шинель; прочие герои продолжали упиваться декадансом. Но этот пир во время чумы продлился недолго – уже в 1919-м погибнут Холодная и Полонский, а «король экрана» Мозжухин и основатели нашего кино Дранков и Ханжонков разъедутся по миру; лишь немногие звёзды прошлого потом вернутся на родину. Через несколько лет весь мир услышит о новом, советском кино и увлечётся уже им. , Король умер, да здравствует король!


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

  • Камера, мотор!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS