Премия «Оскар» – самая большая по количеству номинаций, самая авторитетная. И это не только американский, это – мировой смотр, здесь есть номинация «Лучший иностранный фильм», иностранцы могут быть награждены, если лента сделана с американским участием, также «За вклад в киноискусство», за документальные, анимационные фильмы. Говорят, что Голливуд сделал Америку, кого же в Лос-Анджелесе 9 февраля 2020 года назвали лидерами этого «делания»?
О главных претендентах – «Джокере» (он «заработал» 11 номинаций) и «Однажды в… Голливуде» (на одну меньше) – мы подробно писали. Обе ленты – плоть от плоти Голливуда, но принципиально разные. Тодд Филлипс восстаёт против alma mater, штампующей оторванных от жизни супергероев. Погружаясь в реальность, где полно несправедливости, он взрывает благостные голливудские штампы, и его суперзлодей Джокер становится народным героем. Тарантино же асоциален, он обожает Фабрику грёз, особенно тоскует по 60-м, в которых ему особенно нравится кассовый ширпотреб – настоящих шедевров, отражающих драмы того времени, он не замечает. И менять ни в Голливуде, ни в стране ничего не хочет, он меняет реальность, ибо в памяти всё останется так, как засняли. И беременная на девятом месяце Шэрон Тейт не убита, напротив, её убийц весело, с хрустом и чавканьем затравили питбулями, спалили и размозжили им головы!
Оба фильма соответственно отмечены: Хоакин Феникс («Джокер») – за главную мужскую роль, Брэд Питт – за роль второго плана («Однажды… в Голливуде»).
Десять номинаций было и у «Ирландца» Мартина Скорсезе. Фильм необычный, в кинотеатрах не показывался, демонстрируется в Сети. Длиннющее кино об исчезновении профсоюзного деятеля Джимми Хоффа и обвинении в этом его ближайшего друга Фрэнка Ширана показалось поначалу скучным. Не понравилось компьютерное омоложение Де Ниро и Аль Пачино: когда 75-летний человек играет сорокалетнего, это смотрится как-то странно (остальные-то исполнители соответствуют возрасту своих персонажей). Но из уважения к «великим итальянцам» Голливуда, оскароносцам, подбирающимся к восьмидесятилетним юбилеям режиссёру и актёрам следующие три часа я смотрел со всё возрастающим интересом. Спасибо компании Netflix за эту «прощальную гастроль» – выдающиеся артисты сыграли главные роли, которые в их возрасте даются крайне редко. Фильм содержательно со многими соперниками просто несоизмерим – трагический, мощный, философский – есть и звёздное небо, и нравственный закон. И политика – показаны мафиози, которые, возможно, заказали братьев Кеннеди.
Итог: ни одной статуэтки!
На удивление, 10 номинаций собрал и фильм Сэма Мендеса «1917» о молодых британцах на Первой мировой. Он напомнил «По соображениям совести» Мэла Гибсона и «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. Но, в отличие от героического первого и милитаристского второго, тут лента откровенно пацифистская, даже пораженческая. Трупы, грязь, кровь, кишки, крысы, черви – война отталкивающе отвратительна. Удивил не чрезмерный натурализм в сочетании с инфантилизмом, а неожиданная антинемецкая направленность, редкие немцы здесь сплошь мерзкие, коварные и тупые. Покоробило также то, что, при всей тщательности в обмундировании солдат и правде в деталях, герои по воле сценаристов попадают в беду по собственной глупости. «Оскар» – за визуальные эффекты, звук и операторскую работу.
Удивительно также, что на «Лучший фильм» претендовал «Кролик Джоджо» (режиссёр Тайка Вайтити). Он не понравился своим шаловливым отношением к нацизму. В детские игры с обожаемым, как Санта Клаус, Гитлером, в нациский лагерь, дабы уберечь от репрессий, направляет сынишку мама (Скарлетт Йоханссон), хотя она антифашистка, скрывает еврейскую девочку у себя в доме. Сэм Рокуэлл играет здесь какого-то придурочного наставника гитлерюгенда. В конце он спасает эту девочку, а потом, перед тем как его расстреляют страшные русские палачи, – спасает и мальчика. Остаются в памяти игрушечный Гитлер со своими забавными фашистиками, хорошие американцы-освободители и плохие русские, чуть не расстрелявшие ребёнка. «Оскар» – за лучший адаптированный сценарий.
Шесть номинаций также у «Брачной истории» Ноя Баумбаха – это, конечно, история развода. Инициатором его была жена (Скарлетт Йоханссон), а страдает муж (Адам Драйвер). Она хочет какой-то мифической самостоятельности и разрушает семью – смотреть больно, мужика и их ребёнка жаль. Чувствуется скрытая, тщательно законспирированная тоска по семейным ценностям. Сбивает с толку только то, что герои – актриса и режиссёр. С виду они вроде вполне обыкновенные «средние» американцы, мало похожие на бродвейских или голливудских персонажей, а ценность фильма именно в обыкновенности героев. То, что актёры часто разрушают семьи, всем известно, а вот то, что без каких-либо серьёзных причин, а лишь под влиянием модных феминистских веяний семью разрушает обычная женщина, было бы ново. «Оскара» получила Лора Дерн, сыгравшая адвоката, которая толкала героиню к разводу, за женскую роль второго плана.
Однозначная социальная неприязнь к капиталистам (владельцам автозаводов) помешала, думаю, победе ленты с Кристианом Бэйлом про великого гонщика Кена Майлза «Ford против Ferrari». Она отмечена только за монтаж. К сожалению, мимо «Оскара» пролетели и номинированные за лучшую женскую роль Шарлиз Терон и Марго Робби из «Скандала», разоблачившего не только босса тележурналисток с канала FOX, но и его жертв. «Скандал» получил премию за грим и причёски.
На главный приз претендовали и феминистские «Маленькие женщины» второй раз номинированной (после «Леди Бёрд») на «Оскар» Греты Гервиг. Она продолжает воплощать свои замыслы с молодой актрисой Киршей Ронан. На этот раз это милая экранизация произведения ХIХ века. Тщательность костюмной ленты, актёрская игра, убедительность главной героини привлекают. Но мысль, которая продвигается, о том, что талантливая женщина может прожить без мужа и детей, противоречит сюжету. Героиня в финале выходит замуж, но это подаётся как дань условностям позапрошлого века. Лента отмечена за костюмы.
Неожиданно увлёк фильм про двух стариков, правда непростых. «Два папы» – о том, как и почему предыдущий папа Бенедикт XVI (консервативный немец) ушёл в отставку, нашёл неожиданного преемника, более молодого, демократичного, прогрессивного, к тому же футбольного болельщика Франциска (аргентинца). Здесь очень интересно воссоздание жизни Ватикана, особенно показ «изнутри» выборов папы. Но волнует то, как Энтони Хопкинс играет старца, перешедшего какой-то порог, одной ногой уже несколько лет находящегося... там. Кстати, прототип до сих пор жив. Джонатан Прайс играет очень живого, подвижного реформатора, но притягивает почему-то статичный Ратцингер Хопкинса, смотреть хочется на него – и никуда не деться от «Молчания ягнят» – какая-то магия, гипноз. 82-летний Хопкинс, номинированный на лучшую роль второго плана, показался мне более достойным наград, чем Аль Пачино и Де Ниро, не говоря уже о Бандерасе, сыгравшем по сути Педро Альмадовара, со всеми его капризами и болячками, в его фильме «Боль и слава». И они не получили ничего. Хопкинса жаль.
Очевидной победительницы среди претенденток на лучшую женскую роль тоже не было. Синтия Эриво из «Гарриет» (женский вариант «Хижины дяди Тома»), а также Рене Зеллвегер, сыгравшая Джуди Гарленд из одноимённого фильма, вряд ли могли на что-то рассчитывать. Несчастная звёздочка Голливуда в исполнении Зеллвегер жалости, любви и сочувствия не вызывает. Напротив, опасная, непредсказуемая – непонятно, за что её все так любили. Тем не менее награждена Зеллвегер.
Из претендентов на «Оскар» мы подробно и одобрительно писали также про южнокорейских «Паразитов». Фильм о непримиримом конфликте богатых и бедных привлёк к себе юмором, знанием социальной психологии, а также блестящим актёрским ансамблем. И тут случилось небывалое. Иностранные «Паразиты» триумфально взяли все самые главные призы: за лучший фильм, режиссуру, оригинальный сценарий и лучший иностранный фильм. Самокритичный выбор американских киноакадемиков достоин восхищения.
Оскароносцы Хоакин Феникс, Рене Зеллвегер и Брэд Питт. Jordan Strauss / ИТАР-ТАСС