Аномальная жара, взрывной рост заболеваемости ковидом, активное распространение в России агрессивного индийского штамма «Дельта». В Москве и Санкт-Петербурге «Дельта» выявляется более чем у 90% заразившихся. А в Индии у двадцати пациентов обнаружили очередной штамм – «Дельта-плюс», ещё более страшный, подавляющий выработку антител и у переболевших, и у привитых.
Так что День медицинского работника, прошедший в прошлую субботу, многие врачи вынуждены были встречать либо за изучением новых мутаций, либо у больничных коек, либо на вызовах.
Мы создали несколько отличных вакцин, но по темпам вакцинации мы на 13-м месте. В лидерах Китай, там сделано уже 1 млрд 29 млн прививок. Более 43% населения так или иначе защищено. В следующих за Поднебесной США – 326 млн, 53% населения. По количеству прививок нас обогнали не только благополучные европейские страны, но и Индонезия. На 21 июня там вакцинировалось 35,3 млн человек, у нас – 35,2 млн. В Великобритании иммунизировано 63,2% населения, в Канаде 66,5%, в Италии 52%, в Германии 50,4%. У нас – 13,6%.
Высокоэффективные и безопасные вакцины есть, их производство, несмотря на разрушенную в девяностые фармацевтическую промышленность, удалось наладить, прививочные пункты развёрнуты. Почему же мы туда не идём? Калужский министр здравоохранения Константин Пахоменко, а затем и глава Башкирии Радий Хабиров назвали подсознательные страхи мракобесием. Что ж, мракобесие в нашем обществе, безусловно, присутствует. Появившиеся в огромном количестве после перестройки гадалки, колдуны и ведьмы всё ещё востребованы и неплохо на глупости и невежестве зарабатывают. Но ведь не идут на прививочные пункты не только мракобесы.
Полгода пропагандисты всех мастей занимались чёрным пиаром по отношению к конкурентам и белым – по отношению к нам и без устали рассказывали о проблемах с AstraZeneca в странах, выбравших наш «Спутник V». В верноподданническом порыве чуть-чуть привирали, утверждая, например, что мы первыми зарегистрировали вакцину. Не совсем так. В Китае созданную там вакцину зарегистрировали 25 июня прошлого года, мы свою – 11 августа. Правда, китайцы позиционировали её как предназначенную для военнослужащих, а мы свою – как массовую.
В принципе мелочь, но их вакцина, несмотря на гораздо более низкую эффективность, уже одобрена ВОЗ для экстренного применения, а наша всё ещё ждёт своего часа, хотя заявка была подана в конце октября прошлого года.
В сентябре в престижном международном научном журнале Lancet вышла первая публикация о результатах исследований Спутника V. Ведущие ток-шоу об этом тут же нас проинформировали, но умолчали о критике учёных из других стран, обративших внимание на отсутствие первичных данных. А уж когда в феврале этого года в Lancet вышла вторая статья с результатами третьей фазы испытаний, восприняли это как безусловную победу.
По мнению пиарщиков, публикации в Lancet вполне достаточно. Но ВОЗ считает, что мы должны были предоставить ещё целый ряд протоколов исследований. Знали ли мы о правилах этой международной организации? Думаю, да. Почему же сразу не предоставили? Исследования не проводились или по чиновничьему недогляду их в пакет просто не вложили? Восемь месяцев прошло с подачи заявки, а эксперты ВОЗ всё ещё изучают документы и только приступили к экспертизе условий производства. Похожая ситуация с регистрацией «Спутника V» в Евросоюзе. По данным Reuters, сначала наше заявление было отправлено не в то агентство, а потом пропущен крайний срок предоставления дополнительных сведений. Шоумены придерживаются другой версии – причина затягивания регистрации лежит исключительно в области политики и конкурентной борьбы, а мы вообще белые и пушистые. У нас всё под контролем, это там, на диком Западе, пандемия, третья волна и море смертей.
Кажется, мы, убаюканные пиарщиками, тоже поверили в то, что третья волна обойдёт Россию стороной. Тогда зачем прививаться? Тем более «когда в товарищах согласья нет». Один врач советует носить маски даже на улице, другой утверждает, что они вообще ни от чего не спасают. Медицинские чиновники и политики убеждают нас носить маски и соблюдать дистанцию, а сами, демонстрируя своё презрение к вирусу (или к нам?), в залах заседаний и телестудиях часто не соблюдают ни того ни другого. И костят ВОЗ и ЕМА (Европейское агентство лекарственных средств), никак не регистрирующих нашу вакцину.
У нас лучшие в мире ПЦР-тесты, били себя в грудь пропагандисты. Их эффективность в районе 50%, охлаждали пыл некоторые врачи. В конце декабря у меня поднялась температура и появились все прочие признаки простуды, два ПЦР-теста в двух лабораториях были отрицательными. Вроде бы выздоровела, но очень долго чувствовала себя отвратительно. Через три с половиной месяца сдала кровь на антитела, титр оказался довольно высоким – 154. Спрашиваю у терапевта, когда делать прививку. Хоть сейчас, хоть потом. А вы, спрашиваю, сделали? Я переболел, антител у меня поменьше, но пока прививаться не буду.
Врачи, как ни странно, отнюдь не в передовиках прививочной кампании. Боятся побочных эффектов, не верят в эффективность вакцин? Или, что не исключено, все фаталисты и уверены, что раньше смерти не помрут? Кстати, ответа на вопрос, когда же мне прививаться, я так и не нашла. По мнению одних, это надо было сделать ещё вчера, по мнению других – не раньше чем через полгода. Министр здравоохранения советует вакцинироваться через восемь-девять месяцев.
Мне больше нравится совет министра. Но вот незадача. В ресторан со свободной от ковида зоной я, несмотря на наличие антител, попасть не смогу. Не то чтобы я о нём мечтала, но всё же...
Билборды на остановках, рекламные заставки на телевидении никого не убеждают, а от оголтелой пропаганды уже тошнит. Действия властей тоже часто ставят в тупик. Дважды объявляли выходные, но. на усмотрение работодателей. Продлили ограничения, но решили открыть воздушное сообщение с Турцией и целым рядом других стран, в том числе европейских. По сути дела, на пике пандемии. Но сможем ли мы понежиться на средиземноморских пляжах – ещё вопрос. Европа обсуждает введение для путешественников куар-кодов. С 1 июля выдавать их будут привитым от ковида. Вакцинами, сертифицированными в ВОЗ или ЕМА. Ни «Спутник V», ни другие наши препараты там до сих пор не зарегистрированы. Правда, ковидные паспорта (куар-коды) получат не только привитые, но и сдавшие ПЦР-тест или имеющие антитела. Будут ли их выдавать россиянам с учётом резкого ухудшения эпидемической ситуации, пока непонятно.
Несколько дней подряд количество заразившихся в России превышает 17 тысяч. В Москве 18 и 19 июня был установлен абсолютный рекорд – свыше 9 тысяч за сутки. Вернулись уже позабытые было ограничения и появились новые. До 29 июня закрыты игровые комнаты, фуд-корты, танцполы и так далее, зрелищные мероприятия одновременно смогут посещать не более тысячи человек. Плановую помощь в больницах, кроме экстренной госпитализации и случаев, когда прививка пациенту противопоказана, будут оказывать только вакцинированным.
Похожие меры приняты и в других регионах. В Башкирии, например, доступ в учреждения спорта и культуры будет открыт для граждан только при предъявлении сертификата о вакцинации или справки с отрицательным результатом ПЦР-теста. В Мурманске с 22 июня работодателям предложено воздержаться от направления работников в служебные командировки и предоставлять дополнительные дни отдыха с сохранением заработной платы работникам в день вакцинации и один день после вакцинации. С 26 июня заселение в гостиницы станет возможным только при предоставлении гостем сертификата о полном курсе вакцинации, либо справки о наличии антител, либо документа, подтверждающего отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее чем за три дня до дня заселения.
В одиннадцати регионах обязательной становится вакцинация для 60 процентов работников сферы услуг. Похоже, не мытьём так катаньем привиться нас всё-таки заставят. Иначе вожделенный популяционный иммунитет не будет достигнут никогда. В конце концов, зарегистрирована наша вакцина в ВОЗ или ЕМА или не зарегистрирована, с её эффективностью и безопасностью никто не спорит. В Сан-Марино, например, по данным на середину мая, 80% населения привилось «Спутником V» и число новых случаев ковида снизилось до нуля. Пойдём и мы вакцинироваться? Или подождём, пока это сделают более ответственные сограждане, готовые не только себя защитить, но и поучаствовать в создании популяционного иммунитета?
Людмила Мазурова