Он был одним из самых молодых лётчиков-истребителей – Героев Советского Союза. Его родина – деревня Мощиново Монастырщинского уезда Смоленской губернии, где он родился в семье крестьян 20 сентября 1923 года. В 1931-м семья перебралась в Подмосковье. Окончил 9 классов в селе Кудиново, а одновременно Реутовский аэроклуб. С февраля 1941-го (ему всего 17 лет) служит в РККА. В 1943-м окончил Военную авиационную школу лётчиков (ВАШЛ) в городке Красный Кут Саратовской области, куда его взяли по личному приказу Клима Ворошилова – ему Саша направил смелое письмо с просьбой выучить на боевого лётчика.
С мая 1943-го Колдунов на фронте. В нём сразу разглядели аса. Быстро прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. 18 июля 1943 года над Северским Донцом сбил свой первый юнкерс-87, а уже к сентябрю на его счету значилось 10 поверженных самолётов противника разных марок. Но и сам 1 сентября 1943 года был сбит при взлёте, легко ранен осколком в поясницу, сумел сесть вблизи аэродрома, через два дня вышел из медсанбата и снова поднял отремонтированный Як-1 в небо.
Участвовал в Курской битве, в Изюм-Барвенковской, Белгородско-Харьковской, Донбасской, Запорожской и Днепропетровской, Никольско-Криворожской, Одесской операциях по освобождению Украины, а также в Яссо-Кишинёвской операции.
Всю войну Колдунов воевал в составе 866-го Измаильского ордена Суворова III степени истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии.
Как-то к ним прибыл представитель Сопротивления, бывший министр авиации Франции Пьер Кот. Командир дивизии, участник боёв в Испании и на Халхин-Голе Герой Советского Союза полковник Б.А. Смирнов приказал старшему лейтенанту Колдунову продемонстрировать гостю возможности пилотирования.
– На высоте двадцать метров Александр на большой скорости перевернул самолёт на спину, пролетел над аэродромом и затем на малой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа. Бывший министр был в невероятном восторге: «Вот это солдат! Вот это лётчик!» – вспоминал потом Б.А. Смирнов в мемуарах «Небо моей молодости».
Воевал Колдунов на Як-1, Як-7Б, Як-9, а в августе 1944-го их полк одним из первых получил и освоил Як-3. 23 августа на нём он первым среди однополчан сбил Ме-109. С осени 1944-го воевал на Як-3 с надписью «От колхозника Богаченко Г.А.». Летать на именном самолёте было почётно, но и особо опасно. Немецкие асы стремились выбить лётчиков, летающих на таких самолётах. На подарке Богаченко он участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. Впоследствии самолёт (по просьбе румынского правительства) был передан Румынии, а в начале 1990-х его продали США.
С американцами Колдунов познакомился гораздо раньше, 7 ноября 1944 года. В тот день он со своей эскадрильей отражал налёт американских «лайтингов», по ошибке атаковавших колонну генерал-лейтенанта Г.П. Котова у югославского (теперь сербского) города Ниш. Колдуновцы сбили три «лайтинга», потеряли два Яка, а сам комэск своими манёврами так впечатлил американцев, что те поспешили быстрее выйти из боя. Командир американского авиакрыла подполковник Эдвинсон, который пытался скрыть инцидент от командования, был отстранён от руководства…
Слава о лётчике Колдунове разлеталась по войскам. Как-то в 1945 году, когда всё очевиднее становилось соперничество лётчиков-истребителей А.И. Колдунова и Н.М. Скоморохова, командиры полков, дивизий, даже воздушных армий поддерживали их необычное соревнование. В радиограммах писали друг другу: «А вот Коля Скоморохов тридцатого завалил…», «Саша Колдунов, в Венгрии, в одном бою, сразу двух «мессов» приземлил». В итоге оба лётчика в 1945-м сбили по 20 самолётов, а закончили войну, имея по 46 побед. 11 апреля 1945-го Колдунов поставил точку в личном победном списке, сбив два скоростных длинноносых фоккера (Та-152) – лучших поршневых самолётов Германии.
Всего Колдунов совершил 358 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, лично сбил 46 и в группе 1 самолёт. На земле уничтожил 4 самолёта, несколько десятков единиц техники, не одну сотню солдат и офицеров врага. Нередко Александр совершал по 3–4 вылета в день.
Подвиги были оценены. Дважды Герой Советского Союза А.И. Колдунов также награждён 14 советскими орденами: 3 орденами Ленина, 6 – Красного Знамени, 5 другими орденами, медалями, 8 иностранными орденами. Александр Колдунов – самый молодой из 73 дважды Героев – боевых лётчиков.
После Победы он окончил в 1952 году Военно-воздушную академию, готовился лететь воевать в Корею, но к тому моменту война там уже завершилась. В 1957-м ему присвоили звание генерал-майора авиации, спустя три года он окончил Академию Генерального штаба и продолжал летать. Это уже были МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-25, Су-7, Су-9 – первый самолёт-перехватчик, входивший в комплекс ПВО. Общий налёт Колдунова – более 2500 час.
А вот ещё строки из его биографии: командир дивизии, командующий авиацией Бакинского округа ПВО, 11-й отдельной армией ПВО, 12-й армией ПВО в Хабаровске, с 1970 года – командующий войсками Московского округа ПВО, с 1978 по1987 год – командующий Войсками ПВО СССР.
При Александре Ивановиче Колдунове были приняты на вооружение Су-27, МиГ-25 и МиГ-31, продолжилась модернизация и эксплуатация Су-15, Су-17, МиГ-21, МиГ-23, стал внедряться комплекс С-200, был принят на вооружение ЗРК С-300. Он много делал для того, чтобы безостановочно разрабатывались и внедрялись другие, ещё более современные комплексы ПВО. Именно при нём Су-27 назвали лучшим истребителем XX века, а МиГ-25 не имел равных по скорости во всём мире. Кстати, боевые возможности МиГ-31, как истребителя ПВО, и поныне остаются непревзойдёнными. Он способен вести 24 цели, контролировать фронт более 250 км. РЛС «Заслон» (принята на вооружение в 1981-м) имела дальность 200 км. Ныне «Заслон-М» имеет дальность уже вдвое больше. В авиации прекрасно знают: заслуга А.И. Колдунова в создании и принятии на вооружение этих систем исключительна.
В 1977 году ему присвоили звание маршала авиации, а спустя три года – Главного маршала авиации. Тогда же он был удостоен Ленинской премии за принятие на вооружение истребителя-перехватчика МиГ-31. Если вспоминать особенности личности Колдунова, то он любил ходить на хоккей, был знаком со многими тренерами и игроками, а ещё умел и любил играть в нарды. У него была семья, росли сын и дочь.
Известный инцидент (пролёт немецкого лётчика М. Руста до Красной площади в начале мая 1987 года) Михаил Горбачёв использовал для кадровых изменений в высших эшелонах Вооружённых сил СССР. 30 мая 1987 года были освобождены от должности министр обороны Сергей Соколов и командующий войсками ПВО Александр Колдунов. На их место пришли Дмитрий Язов и Иван Третьяк. Колдунова перевели на должность генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Тяжело переживая губительные для армии реформы, он заболел – обострился диабет, ампутировали ногу. В мае 1992 года Колдунов вышел в отставку, а 7 июня умер. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Бюст лётчика установлен в посёлке Монастырщина Смоленской области, а на доме, где он жил в Хабаровске, появилась мемориальная доска. Именем Колдунова названа улица в Балашихе Московской области, школы в городе Электроугли и в посёлке Монастырщина.