Космическая тема начиная с 1960-х занимает всё более важное место в творчестве Ивана Миско, выпускника Минского художественного училища и Белорусского театрально-художественного института. В Звёздном городке скульптор становится своим человеком, и если бы его вдруг вместе с космонавтами отправили в космос, никто бы не удивился.
– Иван Акимович, чем живы в творчестве – после «Славянского базара» прошло несколько месяцев?
– Продолжаю заниматься космической тематикой: в честь наших белорусских космонавтов – Петра Климука, Владимира Ковалёнка и Олега Новицкого делаю большой барельеф, который установят на одном из зданий на улице Космонавтов, в новом микрорайоне Минска. Закончил новый портрет Валентины Терешковой, сделал ещё один портрет Олега Новицкого. Также готовлюсь к персональной выставке на родине – в городе Слониме Гродненской области. Как я люблю говорить, каждый день руки в глине, процесс продолжается, без любимой космической темы жить не могу.
– Как случилось, что вы так увлеклись этой темой?
– Благодаря Петру Ильичу Климуку и Анне Тимофеевне Гагариной, маме Юрия Алексеевича, нашего первого космонавта. Его семья пригласила меня на родину, встречались мы с Анной Тимофеевной и в Звёздном городке, и у меня в мастерской в Минске, она приезжала много раз. Очень умная была женщина, всегда с удовольствием мне позировала, никогда ничего не «подсказывала», только внимательно следила за процессом работы. По просьбе Анны Тимофеевны я сделал целый мемориал, посвящённый семье Гагарина, – его отцу, брату. Конечно, мне жаль, что из-за секретности не довелось познакомиться с самим Юрием Алексеевичем.
Первый скульптурный портрет Гагарина я лепил под звуки траурной музыки в день его похорон. Работал в своей мастерской в Художественном музее. Закончил работу в течение дня, отформовал и поставил на солнце, чтобы гипс высох, а сам ушёл на обед. Возвращаюсь, а во дворе Художественного музея бушует пожар. Бюст обгорел, потом его, конечно, нашли, и, помню, как бережно, прижимая к груди, я занёс его в мастерскую… Долго стоял над ним, не зная, что делать… Потом отреставрировал и, когда получил новую мастерскую, перевёз туда. В очередной раз в Минск приехала Анна Тимофеевна, и я рассказал ей историю портрета. Она сказала: «Мне хотелось бы, чтобы этот портрет находился у нас дома». Белорусское правительство помогло отлить бюст в бронзе, и мы отправили его на родину Гагарина. Теперь он находится в музее, и я счастлив, что выполнил просьбу Анны Тимофеевны. На память об этой драматической истории храню гипсовый оригинал, на котором видна копоть и от которого до сих пор исходит запах гари.
Сейчас моя мастерская стала народным художественным музеем, два года назад я подарил все работы Минску. Уверен: пройдёт время, и то, что я сделал по космической тематике, народ будет изучать. Меня многие спрашивают, почему я так увлечён космосом. Во-первых, мне нравится разговаривать с космонавтами, они контактные, рассказывают много интересного, устремлены в будущее. Благодаря этим людям я постоянно познаю что-то новое. Например, меня интересует, есть ли жизнь на других планетах. Верю, что где-то есть ещё планета, похожая на нашу, и рано или поздно, может, лет через сто или двести, мы встретимся с её обитателями. И вот вопрос – чем одарим друг друга, какими бациллами и что это будет – начало конца или какого-то нового этапа?!..
– Вас что-нибудь удивляет в космонавтах?
– Когда Пётр Климук полетел в космос, среди космонавтов проводили опрос, хотят ли они, чтобы их дети продолжили династию. И почти все говорили: «Нет, очень тяжёлая профессия». А сегодня всё переменилось, у многих дети стали космонавтами – например, сыновья Юрия Романенко и Александра Волкова. Кроме портретов, в Звёздном городке я сделал мемориальные доски Гагарину и Королёву. В музее Звёздного городка хранится часть моего оборудования, например, станок, на котором я постоянно лепил космонавтов.
– Как вы стали скульптором? Были ли художники среди ваших родственников?
– В деревне Чемеры (от названия травы чемерис. – И.М.) Слонимского повета Новогрудского воеводства Польши, где я родился в феврале 1932-го, и сейчас стоит наш домик, в котором мы жили с родителями и сестрой. Красивая у нас была деревня, рядом с домом, метрах в пяти, небольшая речка, а вокруг лес, поляны, там и железная дорога проходила. В доме была огромная русская печь, которую мать белила известью и мелом. На ней я углём рисовал фигурки и пейзажики, когда родители уходили на работу или уезжали в город. Я всё ждал, когда родители меня отлупят за то, что печку пачкаю, но никто из них ни разу не наказал меня. Помню, сосед спросил: «А кто ж малюет на стенке?» – «Это мой сынок Ванька», – сказала мать. «Так, може, он буде мастаком?» – «Може, и буде». Так что родители не мешали мне в выборе профессии.
– В чём вы находите вдохновение?
– В материале, в глине. А девиз мой таков – не топчись на одном месте, будь в движении, общайся с людьми. Стараюсь как можно больше работать, чтобы ни одного дня не прожить напрасно. У меня нет свободного времени, я не знаю, что такое выходной день, для меня праздник – когда я в мастерской. Прихожу сюда обычно в 7–7.30, ухожу поздно. В творчестве для меня смысл жизни. Вот на днях услышал по радио, что в Минске будет конгресс по космосу – буду готовиться. Наверняка в мастерской будет много гостей. Очень ценю весенние приливы сил, дорожу каждой минутой, боюсь, чтобы не заняли дорогое время другими заботами.
– Что вы думаете о нашем времени, многим оно не нравится, молодёжь, говорят, не та пошла, и в искусстве слишком много актуальщиков появилось?
– Когда человек при деле, некогда заниматься критикой. А если смотреть в потолок и решать, на что похож кусок отвалившейся штукатурки, то, конечно, ничего хорошего не будет. Если человек умеет хорошо рисовать, он рисует, а когда не умеет, занимается «сочинительством». Я три года назад был председателем ГЭК в Академии искусств – видел много талантливой молодёжи, но и тех, кому матушка-природа не дала таланта и проучился он просто так, – немало. Уверен: в инкубаторе не рождаются индивидуальности, к ним нужен особый подход. И в этом смысле мне очень интересны детские студии, с детьми интересно рассуждать на разные темы.
Знаете, я бы с удовольствием и сам уехал поучиться на два-три месяца к какому-нибудь мастеру. Учиться никогда не поздно, у разных мастеров разный подход к материалам, новые технологии. Помню, как поразил меня в Норвегии парк Густава Вигеланда. Этот мастер – настоящий патриот: всё, что он сделал, подарил городу, ничего не стал продавать. Пока я там был, трижды приходил в парк, любовался большой пластикой. Что огорчительно, дома в библиотеках ничего не нашёл о творчестве этого скульптора. Альбом и материалы мне прислали из Норвегии. В Германии я сотрудничал с одним немецким скульптором, мы ровесники, но насколько по-разному относимся к скульптурной пластике. Начиная с каркасов, глины, объёмов – до деталей, лепки, формовки. Всё по-разному, поэтому никогда не поздно учиться. Жаль, что наши студенты не ездят сейчас за границу по обмену опытом, а как было бы полезно пообщаться им с итальянскими, английскими, французскими художниками. Считаю, что и памятники надо делать совместными усилиями, скажем, три скульптора из разных стран делают одну работу – увидите, какой будет результат. Эту практику можно распространить и на совместные российско-белорусские проекты. Вот у меня есть замысел грандиозной скульптурной композиции – о матерях героев-космонавтов, которую я хотел бы установить на границе наших государств. Но только и слышу: «Ищи спонсоров». Или – задумали памятник писателю, учёному, неважно, русскому или белорусу, почему бы не сделать его совместными усилиями?.. Мы строим Союзное государство, уверен: рано или поздно построим его, разве подобное отношение к художеству не является одним из его принципов?..
– У вас в мастерской, говорят, есть замечательный портрет вашей юной жены Ирины Владимировны, расскажите о нём.
– «Белорусочку» я вылепил, когда был студентом академии. Жена по сей день ревнует меня к портрету: «Вот её ты больше любишь». А я отвечаю: «Конечно, больше. Как ни приду в мастерскую, она смотрит на меня с портрета ласковыми, добрыми глазами и всегда молчит. А домой приду – ты постоянно жужжишь». Упрекает, что больше её не леплю. Обещаю, что сделаю. Моей профессией, к сожалению, никто из родственников не заинтересовался, дочь Инна, как ни старался её в детстве учить рисовать и лепить, стала юристом. Обиднее другое – что на моей родине в Слониме нет ни одной моей работы. Опять твердят: «Ищи спонсоров». А уж если искать спонсоров, то на памятники великим деятелям Великого княжества Литовского – канцлеру Льву Сапеге и крупному учёному, военному инженеру Казимиру Семеновичу, которые мечтаю поставить в Беларуси. А то всё говорим об одном Циолковском, а о том, что был ещё Казимир Семёнович, который занимался теми же проблемами, не знаем.
Также мечтаю поставить памятник уникальному художнику и замечательной женщине, нашей соотечественнице Наде Леже. Родилась она в Витебской губернии, начала обучаться живописи в Смоленске, продолжила в Варшаве, в 1924 году оказалась в Париже. Много лет спустя вышла замуж за французского художника Фернана Леже и после его смерти популяризировала его творчество в СССР.
Надя Леже очень много сделала для музеев Белоруссии и Москвы, подарила гипсовые отливки, живопись, книги и альбомы. Поэтому в знак благодарности хочу поставить ей памятник на её родине, а также сделать музей, посвящённый ей. Портрет я уже вылепил.
– Если говорить о встречах со знаменитостями, кого бы вы ещё вспомнили?
– Певицу Лидию Русланову, балерину Екатерину Гельцер – обе были крупными коллекционерами. А поскольку наш музей был разграблен немцами во время войны, после того как в 1957 году построили новое здание, мы стали активно пополнять коллекции. Покупали картины у коллекционеров Москвы, Ленинграда – в основном у Марии Ивановны Корниловской. Однажды мы спросили у коллекционера, почему он не покупает работы выпускников Ленинградской академии живописи, даже сделанные на отлично, и он ответил, что не уверен, станут ли они знаменитыми. А настоящий коллекционер должен чувствовать талант. Но встречаются среди них очень порядочные люди, так, в Москве у одного коллекционера мы очень хотели купить картину, а он сказал: «Я бедно живу, но никогда не продам эту работу. А когда буду уходить из жизни, просто подарю её кому-нибудь, и этим самым попрощаюсь с жизнью». А бывает, разрезают работу на три части, как поступили с картиной Шишкина, и продают в три музея.
– Какое впечатление произвёл на вас «Славянский базар в Витебске» этим летом, когда вам на сцене Летнего амфитеатра вручил премию Александр Лукашенко?
– Я спросил президента, когда встретимся в мастерской, он у меня уже дважды был. И, конечно, я с удовольствием сделал бы его портрет с натуры. Люблю лепить с натуры – когда общаешься с человеком, всегда обогащаешься. Уж как просил Терешкову позировать, а она: «Где ты был, когда я молодая была?» – «Вы были недоступны». Пришлось найти её портреты в интернете, очень уж интересная она была в молодости, и вылепил-таки портрет. Корни Валентины Терешковой – в Белоруссии, здесь жили её родители...
Беседу вела Нина КАТАЕВА
Из положения о премиях Союзного государства в области литературы и искусства
1. Общие положения
1.1. Премии Союзного государства в области литературы и искусства (в количестве трёх) учреждены Решением Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 года № 6 «Об учреждении премий Союза Беларуси и России в области литературы и искусства».
1.2. Премии Союзного государства в области литературы и искусства (далее – премии) присуждаются за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами – участниками Союзного государства, авторами которых являются граждане государств – участников Союзного государства.
1.3. Настоящее Положение о премиях Союзного государства в области литературы и искусства (далее – Положение) определяет порядок выдвижения произведений на соискание премий, принятия решения о присуждении премий, а также источники финансирования расходов на выплату премий и организацию работы по их присуждению.
1.4. Премии присуждаются один раз в два года Высшим Государственным Советом Союзного государства.
2. Порядок выдвижения произведений на соискание премий
2.1. Сообщение в средствах массовой информации о сроках приёма документов на соискание премий размещает Постоянный Комитет Союзного государства по согласованию с министерствами культуры государств – участников Союзного государства.
2.2. Выдвижение произведений на соискание премий осуществляется творческими союзами, органами государственного управления, научными организациями, учреждениями, организациями и предприятиями в сфере культуры и искусства, учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, редакциями средств массовой информации, организациями и предприятиями, осуществляющими издательскую деятельность, общественными объединениями (далее – организации).
2.3. Организация может одновременно выдвигать на соискание премии произведения только одного автора (авторского коллектива).
На соискание премий могут быть выдвинуты произведения в области литературы, литературоведения и искусствознания только после их опубликования в печати; произведения в области музыкального, театрального, изобразительного, монументального, хореографического, эстрадного, циркового и аудиовизуального искусства, дизайна – после обнародования их на концертах, выставках, в театрах, кинотеатрах, по радио и телевидению; произведения в области архитектуры – после сдачи объектов в эксплуатацию.
На соискание премий могут выдвигаться произведения, обнародованные не позднее, чем за 1 год до срока, указанного в пункте 3.2 настоящего Положения.
На соискание премии могут выдвигаться два или более произведений одного и того же автора. Допускается выдвижение произведений, уже отмеченных национальными государственными, иностранными, международными премиями в области литературы и искусства.
Произведения, не прошедшие по конкурсу, могут быть выдвинуты повторно в последующие годы.
Не выдвигаются на соискание премии произведения автора, уже ставшего её лауреатом. Не выдвигаются на соискание премии произведения умерших авторов, за исключением случаев, когда умерший автор входил в авторский коллектив, из состава которого живы не менее 2 человек.
2.4. В список коллектива авторов произведения, выдвигаемого на соискание премии, включаются лишь основные авторы, чей творческий вклад был решающим, и не более 8 человек. Включение в состав коллектива авторов лиц по признаку административной, консультативной или организационной работы не допускается.
3. Порядок предварительного рассмотрения произведений, выдвинутых на соискание премий
3.1. Организация, выдвигающая произведение (произведения) на соискание премии, направляет в соответствующее министерство культуры ходатайство с указанием основных мотивов выдвижения с приложением следующих документов и материалов:
– данных о месте и времени публикации или обнародования произведения, сведений о его широком общественном признании, в том числе копий публикаций рецензий;
– кратких сведений о его авторе (авторах);
– книг, репродукций произведений изобразительного искусства, нотных сборников, звукозаписей и видеозаписей, фотографий произведения и т. п. в зависимости от вида и жанра произведения (в трёх экземплярах);
– наградного листа на каждого автора (образец – Приложение № 1);
– фотографии каждого автора (размер – 4,5 x 6 см).
Указанные ходатайство и наградной лист подписываются руководителем и заверяются печатью организации.
3.2. Порядок и процедуру предварительного рассмотрения предложений организаций о выдвижении произведений на соискание премий определяют и устанавливают самостоятельно министерства культуры государств – участников Союзного государства.
4. Порядок определения произведений на присуждение премий
4.1. Отбор произведений для участия в конкурсе на соискание премий и представление произведений к присуждению премий осуществляется Экспертным советом по премиям Союзного государства в области литературы и искусства при Постоянном Комитете Союзного государства (далее – Экспертный совет).
4.2. Экспертный совет создаётся на правах рекомендательного органа, действует постоянно и состоит из числа наиболее авторитетных деятелей литературы и искусства, литературоведов, искусствоведов, критиков, а также представителей государственных органов государств – участников Союзного государства, должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства (всего не более 17 человек), работающих в нём на общественных началах.
5. Присуждение и вручение премий
5.1. Постоянный комитет Союзного государства на основании решения Экспертного совета вносит в установленном порядке вопрос о присуждении премий на рассмотрение Совета Министров Союзного государства и Высшего Государственного Совета Союзного государства.
К справкам по данному вопросу, проектам протокольных записей и проектам постановлений Совета Министров Союзного государства и Высшего Государственного Совета Союзного государства прилагаются выписка из протокола заседания Экспертного совета, заверенная Государственным секретарём Союзного государства, и наградной лист на каждого автора.
5.2. Присуждение премий приурочивается к Дню единения народов России и Беларуси (2 апреля). Решение о дате и месте проведения торжественной церемонии вручения премий отражается в протоколе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства.
5.3. Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства о присуждении премий публикуется в официальных периодических изданиях государств – участников Союзного государства.
5.4. Лицу, удостоенному премии, присваивается звание «Лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства», выплачивается денежное вознаграждение в сумме, равной 1250-кратному минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации, применяемому для регулирования оплаты труда и утверждённому на дату принятия решения о присуждении премий, вручаются почётный знак лауреата премии Союзного государства в области литературы и искусства (описание и изображение – приложения № 2 и 3), а также удостоверение к почётному знаку и диплом лауреата премии Союзного государства в области литературы и искусства (формы – Приложения № 4 и 5), подписанные Председателем Высшего Государственного Совета Союзного государства.