Северобайкальск – один из самых молодых городов в России. Даже по бамовским меркам он не стар.
Ещё сорок лет назад на его месте «шумела сурово» тайга. Непроходимая и малоизведанная. Зато известна точная дата основания местного поселения. Первые рабочие, строители БАМа, прибыли в этот край 23 июля 1974 года, они установили на берегу реки Тыи свои палатки и железнодорожные вагоны, в которых жили и даже зимовали. Как видите, городу ровно 45 лет. Юбилей! Назвали этот импровизированный квартал посёлком Новогодним – и начали прокладывать через тайгу железную дорогу. Недаром этот город называют бамовским Ленинградом. И не только потому, что он стал одной из столиц магистрали. Дело в том, что Северобайкальск и строили ленинградцы – как москвичи возводили кварталы Тынды. В этом краю много воды – как в городе Великого Петра. И превыше всего – Байкал.
3 февраля 1975 года был создан трест «Ленинградбамстрой», который и построил город на севере озера Байкал. Через полгода в посёлке вовсю заработали дизели передвижных электростанций. Через четыре – был построен первый капитальный дом в этих краях. Он сохранился, располагается на современном Ленинградском проспекте.
Строительство города, как тогда говорили, неразрывно связано с героикой БАМа. Это не преувеличение. Жители Новогоднего и Северобайкальска возводили Бурятский участок БАМа – более 500 километров стального пути. Главные достопримечательности окрестностей Северобайкальска – уникальные бамовские мысовые тоннели. Дорога функционировала и до их строительства, но мешали камнепады. В городе и в наше время повсюду можно увидеть плакаты, связанные с «битвой за БАМ». Они придают городу колорит и боевой настрой.
Эта точка на карте сразу показалась перспективной железнодорожникам. Было решено строить на мысе Курлы город, который должен был стать одним из главных на будущей магистрали. От Иркутска по автодорогам – больше 800 километров, от Улан-Удэ – около 1300! Для Европы – безумные расстояния, но Россию, как известно, аршином общим не измерить.
Никаких дорог, кроме водных, а зимой – ледяных, там не было. Но работал аэропорт (он действует и в наше время) в Нижнеангарске, в 25 километрах. По бамовским меркам – рукой подать. В речной порт прибывают из Иркутска быстрые «Кометы». Приходят и грузовые баржи. Сравнительно неподалёку действует и знаменитый байкальский курорт – Котельниковский. Самый горячий источник на великом озере. Отдыхающие среди снегов купаются в тёплой воде. Термальные источники и в наше время привлекают в город туристов. И в годы строительства магистрали было важно, что в окрестностях Северобайкальска есть где подлечиться и провести отпускные дни. Для строителей БАМа любимым местом отдыха был остров Ярки, затерявшийся в необозримом Байкале.
Северобайкальск конца 1970-х. / Владимир Матвиевский / ИТАР-ТАСС
Планировалось построить в новом городе несколько автозаводов. Северобайкальск должен был стать большим промышленным центром, бамовской столицей машиностроения. Машины БАМу необходимы. И кадры привлечь в окрестности всесоюзной стройки – не столь уж невыполнимая задача. Население города планировали увеличить до 150 тысяч. Увы, после середины 1980-х об этих проектах стали забывать. В наше время, кроме железнодорожной отрасли, развивается переработка леса да действует рыбный завод. Маловато. Но развитие железной дороги потянет за собой и промышленность, и образовательную систему.
В Советском Союзе была традиция. Если строится новый город – значит, вокруг должна развиваться промышленность. А в числе первых зданий строили школу, ясли, детский сад, поликлинику, больницу и… музей. Необходимое явление. Как сейчас любят говорить, скрепа. Без музея и город не город, а караван-сарай. Экспозиция, которую посещали все школьники, воспитывала у жителей Северобайкальска ощущение единства с большой Родиной и любовь к своей земле, к её богатому таёжному своеобразию. Там можно внимательнее прислушиваться к родной земле, изучать её. Она красивее и богаче, чем нам кажется. В музее представлены экспонаты, восстанавливающие атмосферу строительства БАМа в 1970-е. Выставлена и замечательная краеведческая коллекция.
Город расположен в районе вечной мерзлоты. Это звучит сурово. Но Северобайкальск, по сравнению с другими бамовскими городами, отличается относительно мягким климатом. Сказывается дыхание озера. Это город чистой воды, байкальской, которую можно пить без опаски. Город широких проспектов, напоминающий о невских берегах. Градообразующая отрасль Северобайкальска – железная дорога. Так было и так будет. Ленинградские зодчие и инженеры специально для «своего» города на Байкале спроектировали серию блочных жилых домов номер 122. Они сейсмоустойчивы, их ломаный, изогнутый силуэт запоминается с первого взгляда. Запоминается и здание железнодорожного вокзала – незаурядное архитектурное высказывание Владимира Авксентюка, новосибирского зодчего, который придавал особую элегантность силуэтам советских железнодорожных вокзалов. «В его архитектуре мне хотелось выразить присутствие Байкала. В конструктивном решении здание необычно, впервые применены жёсткие ванты при высокой сейсмичности», – говорил архитектор. И у него получился образ – современный, вписанный в природу, напоминающий байкальские волны. И сразу ясно, что это здание – восклицательный знак в повседневной жизни города, который самим своим основанием обязан железной дороге. Главное здание города талантливо. Такое сбывается нечасто, это надо ценить. А на привокзальной площади в 1986 году открыли памятник первопроходцам Байкало-Амурской магистрали. Надпись на постаменте гласит: «Ленинградцам, строителям города Северобайкальска». Скульптуру строителя создавали на заводе фигурного литья при монетном дворе в Ленинграде. Северобайкальск остаётся важным центром магистрали. В городе находится управление Северобайкальским регионом Восточно-Сибирской железной дороги. Где поезда – там и работа, там и перспективы. Таков закон БАМа.
В современном Северобайкальске проживает около 25 тысяч жителей. Накануне распада Советского Союза их было около 30 тысяч. Так бывает, когда не все планы реализуются. Но будущее всё равно за такими городами – и новые заводы обязательно будут построены там, где их задумывали строители прошлого века, трагического и героического. Хватило бы только терпения и благоразумия.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
КАЛЕНДАРЬ
1974-й, лето На месте будущего города Северобайкальска возник бамовский рабочий посёлок.
1980-й, 5 ноября Рабочий посёлок Северобайкальск получил статус города.
2001-й, 28 февраля В состав города Северобайкальска вошёл посёлок Солнечный.