Режиссёром, сценаристом, исполнителем главной роли и продюсером «Северного ветра», премьера которого состоялась в феврале, является Рената Литвинова, от которой всегда ждёшь чего-то необыкновенного. В созданной ею сказке гармонично всё: от оленя в доме, женщин с телесными аномалиями и двадцати пяти часов в сутках до причудливого механизма для женской мастурбации.
Литвинова покоряет и обволакивает своей странной эстетикой. Персонажи украшены так, что похожи на пленников (роль кандалов исполняют увесистые драгоценности), а причёски едва ли не больше голов, но при всей агрессивной декоративности нет ощущения картинки ради картинки. Ни один актёр не появляется в кадре просто так, чтобы показать костюм и постучать наманикюренным ногтем по антикварной мебели. «Северный ветер» – фильм про клан, про семейный код, глубоко встроенный в судьбы персонажей. Мотив утраченной любви переходит от матери к сыну. Чтобы оставаться в клане, необходимо быть несчастным, иначе ты чужой человек – счастливый значит чужой. И таких чужих здесь двое, точнее, две.
Ада (Манана Тотибадзе) – племянница главной героини, девушка с огромным носом, в которую влюбляется пластический хирург с забавным именем Жгутик (Никита Кукушкин). Их роман начинается с того, что он делает ей операцию по коррекции носа, а заканчивается тем, что «исправленная» девушка уходит от доктора к их соседке, покидает клан. Доктор грозит пришить ей нос обратно и пытается исключить из своей жизни голубой цвет, связанный с историей их расставания, буквально не хочет видеть хоть что-то о ней напоминающее. И в этой сюжетной линии переломным моментом является не однополая связь Ады, а то, что взаимность чувств вычёркивает её из рода, как будто отнимает язык общения девушки с её семьёй.
Вторая чужая – Фаина (Софья Эрнст). Подруга, с которой мы вместе смотрели это кино, сказала, что Эрнст играет так хорошо, что вызывает отторжение. Героиня отталкивает своей истеричностью и навязчивостью, она вторгается как в семью, так и в каждую сцену либо с криком, либо с цепенеющей немотой, будто вот-вот наберёт достаточно воздуха и гнева и закричит снова.
Литвинова несколько раз говорила в своих интервью о том, что не хватает сильных мужчин. В фильме она иллюстрирует это на примере сына главной героини Бенедикта (Антон Шагин), секретаря (Кирилл Трубецкой), уже упомянутого пластического хирурга и кузена (Максим Суханов). Когда женщина не получает любви, она становится жестокой – Маргарита (Рената Литвинова), решая проблемы взрослого сына, совершает убийство. Мужчина же, оказываясь в обстоятельствах нелюбви, наоборот – расплывается и блёкнет, доказательством тому служат истерики Жгутика и бездействие Бенедикта. Мужчины в «Северном ветре» подглядывают, жалуются и грустят. Даже сцена с лобызанием кузеном руки Маргариты показывает героя не как пылкого романтика, а скорее как нелепого инфантила. Вот и получается, что мужчины либо скукоживаются в клане, либо уходят на войну, как это делает Хьюго (Михаил Гавашели), сын Фаины и Бенедикта.
Контуженные школьным преподаванием, мы невольно делим героев на хороших и плохих, но в этой картине школьная система координат ломается сразу, здесь нет плохих и хороших, здесь есть свои и чужие. Хоть «Северный ветер» – строго 18+ (даже паспорт в кинотеатре проверяют), а всё же урок в этой сказке есть: если ты обречён на одиночество и отчуждённость, то найди своих, таких же. И грусти с ними красиво: приглашая оперных певиц, разгуливая по диковинным интерьерам, перекрашивая самолёты и распивая шампанское.