Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 октября 2025 г.
  4. № 43 (7007) (29.10.2025)
Литература Авторская рубрика

Без имени и без отчества

29 октября 2025

Дмитрий Воденников, поэт

Маленький принц каждое утро начинал с того, что выпалывал ростки баобабов, чтоб они, окрепнув, не разорвали его крошечную планету.

Я каждое утро начинаю с того, что баню в сетях комментаторов-ботов, которые пришли ко мне со своими якобы коммерческими предложениями.

«6.500 каждый день. Пишите в личку».

6.500 каждый день, думаешь, это не так уж и плохо. За десять дней 65 тысяч. А в месяце тридцать дней. Итого... но считать мне лень.

Зато я понимаю, что это достаточно приличные деньги, и если так каждый день зарабатывать, то через сто дней (вы уже поняли, что мне легче считать, умножая на десять и сто) у меня уже будет вот сколько миллионов.

А через ещё сто – в два раза больше.

Ух ты.

Куплю себе трёхкомнатную квартиру, где-нибудь в новом не самом многоэтажном доме с видом на реку, чтоб вода всё время мимо текла, как время. В начале зимы – застывала. В середине весны – ломала на себе лёд.

Или да ну её, квартиру? Лучше куплю себе дом. Загородный.

Буду как Манилов. И будут у меня голубые глаза и белокурые волосы. Только имени не будет. И отчества.

Потому что хорошо с голубыми глазами и белокурыми волосами жить под единоличной кровлей, без имени и без отчества, выходить во двор: сядешь под вяз, чтоб под его тенью пофилософствовать о чём-нибудь, куда-нибудь, так сказать, углубиться.

Сидишь себе под вязом («подвязом, подвязом», кривляется стык слов, словно ты подвязан куда-то или сам этот «подвяз»), думаешь, что вот неплохо было бы от самого своего дома провести подземный ход. Куда? Да какая разница. В никуда.

Или через общий с соседями пруд выстроить небольшой мост, на котором расставить кресла из бамбука и рисовать кувшинки. Как Клод Моне.

Потом поднимешься, походишь немного по участку, а там хризантемы, если уже осень, георгины. Или, допустим, бегония, если лето. А ещё лучше: лобелия – ты никогда и не слышал раньше такого названия. Вернёшься в дом, а на подоконнике лежит книга – биография Сомерсета Моэма. Которая тебе очень интересна, но которую ты не дочитал: застрял на сто пятой странице.

...А ночью к тебе приходили бы мёртвые души. Ну нет, не мёртвые – души мёртвых. И тех, что ты знал когда-то (но теперь вам не о чем и не на чем говорить: слишком большой разрыв между вами, слишком огромный, непредставимый живым смертный опыт; но души всё равно приходят, как будто что-то хотят рассказать, но нет у тебя таких слов, чтобы вести разговор, а их слова ты не понимаешь – то есть слова-то те же самые, родные, на русском вроде бы языке, но складываются в тёмные фразы, в синтаксически невозможные сочетания – нет у вас общего языка), и тех, которых ты никогда не знал, никогда их хозяев не видел, но тебе так стыдно перед ними – за их большую героическую жизнь, пред которой меркнут все твои георгины.

«Ступайте», – скажешь ты душам. И души уйдут.

...Когда-то в непредставимом бесконечном пространстве что-то вдруг сгустилось, разогналось, собралось воедино, сжалось, коллапсировало с невероятной, но беззвучной силой, вспыхнул чудовищный огромный свет, разлетелась гигантская пыль. Потом через тьму времён образовались большие, из разных веществ и стихий собравшиеся, круглые, летящие по эллипсу тела. Но и маленькие тоже образовались. Или образовались из разрушения некоторых круглых? Кто тут уже разберёт.

(Непонятно, куда уходят наши пофамильные души.)

Но однажды утром ты просыпаешься, и вдруг выясняется, что нет у тебя никакого сада, ни нового дома, ни старой квартиры, что у тебя даже имени и отчества нет. Что живёшь ты на каменистом небесном теле неправильной формы, без всякой атмосферы, что сердце совсем не зряче, а баобабы уж почти разорвали на части твою планетку.


Тэги: Четвертое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Через стекло времени

    24.09.2025
  • Лодка под номером три

    28.08.2025
  • Ненайденный клад

    03.10.2024
  • Высота лебедя

    30.03.2024
  • Человека забыли

    01.03.2024
  • Человека забыли

  • Высота лебедя

  • Ненайденный клад

  • Лодка под номером три

  • Через стекло времени

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS