Раньше из таких кризисов выходили, применяя жёсткие методы, как, например, убийство братьев Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. Затем пошли в ход более тонкие технологии, как в случае с Уотергейтом.
Революция в области IT-технологий создала невиданное в прежние времена информационное оружие – интернет, мобильную связь, спутниковые телекоммуникации, сверхчувствительные подслушивающие и подсматривающие устройства. Теперь конкурента или врага незачем убивать физически, его можно уничтожить, вбрасывая компромат. У спецслужб крупнейших мировых держав есть миллиардные бюджеты, они имеют возможность проводить столь сложные информационные «спецпроекты», что их невозможно ни разгадать, ни опровергнуть. Такие спецпроекты, как правило, проводятся «втёмную», или, выражаясь на спецсленге, через «прокладки». Скандал вокруг беглого агента ЦРУ Эдварда Сноудена – классический пример такого спецпроекта.
Самое смешное – ничего нового Сноуден не сообщил. Ну, кроме разве что конкретного названия компьютерной программы PRISM, с помощью которой ЦРУ шпионило за дипкорпусом иностранных держав. Надо быть очень наивным, чтобы полагать, что посещение любым человеком виртуального мира остаётся незамеченным со стороны служб безопасности крупных государств и заинтересованных коммерческих структур. Публикации сноуденовских документов в «Вашингтон пост» и «Гардиан» сделали эту печальную реальность медиафактом мирового масштаба.
А между тем без электронной разведки просто невозможно бороться ни с организованной преступностью, ни с террористами и экстремистами всех мастей.
Российские специалисты в этой области пользуются заслуженным авторитетом во всём мире. Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) и управление «К» МВД России успешно отслеживают, например, интернет-мошенников, хакеров, педофилов и просто IT-хулиганов, наводняющих Мировую паутину зловредными вирусами. И, кстати, американцы весьма ревниво относятся к российским стражам интернета. Недавно, например, руководители госбезопасности одной из стран Латинской Америки пригласили наших специалистов помочь им в организации безопасного интернета, но США организовали давление на правительство этой страны и патриотично настроенные генералы были отправлены в отставку.
В принципе все эксперты едины во мнении, что интернет в его нынешнем виде несёт угрозу национальной безопасности государств, наносит непоправимый ущерб общественной морали (порнографические сайты неисчислимы и легкодоступны) и в целом здоровью общества. Поэтому неизбежны и необходимы меры по регулированию виртуального мира. Возможно, что в недалёком времени Всемирная паутина перестанет быть всемирной и каждое государство создаст свою собственную национальную сеть.
Вернёмся, однако, к Сноудену. Российский эксперт по конкурентной разведке Елена Ларина считает, что его долгое время «вели», а затем подтолкнули на путь разоблачений друзья – журналисты британской «Гардиан». А именно Глен Гринвальд – левак и активный деятель гей-сообщества и его идейная подруга Лаура Пойтрас, активистка движения за прав лесбиянок. Она уговорила Сноудена помочь борцам за свободу, и он предложил ей помощь в борьбе против крупнейшей электронной разведки мира – Агентства национальной безопасности США, которое разработало пресловутую программу электронного шпионажа под названием PRISM.
Гринвальд опубликовал материалы Сноудена в «Гардиан», а двукратный лауреат Пулитцеровской премии Бартон Геллман – в «Вашингтон пост».
Эти издания принадлежат крупнейшим финансовым кланам Англии и Америки. И цель этих публикаций, подорвавших авторитет не только американских спецслужб, но и президента Обамы, – помешать намерению влиятельных политических кругов Америки, за которыми стоят спецслужбы и сам президент США, положить конец экономическому владычеству Федеральной резервной системы США, обслуживающей интересы мирового финансового капитала. И не допустить полного аудита деятельности ФРС, который может вызвать разоблачения мирового масштаба.
Обе конфликтующие стороны применяют информационное оружие. Вбросы компромата на различные мировые и национальные банковские структуры появляются как грибы после дождя. И вот последовал ответный удар со стороны мировых финансовых магнатов. Это был второй удар. Первый удар – это Джулиан Ассандж, чисто представительская, в общем-то, фигура. В таких структурах, как Викиликс, которая, кстати, играла и играет серьёзную организующую роль в различных оранжевых и болотных революциях, реальную работу выполняет, как правило, какой-нибудь внешне неприметный «ботаник» в смешных очочках а-ля Джордж Смайли, да ещё пять-шесть профессиональных хакеров, которые и ведут всю работу, в то время как пылкий Ассандж насилует несчастных шведок. Если сравнивать Ассанджа и Сноудена, то первый до сих пор не вполне понимает, кто его «породил», что же касается Сноудена, то он, безусловно, грамотный интриган. С Гринвальдом у него вроде бы сложились романтичные отношения. За эти ниточки таких правдорубов и дёргают.
Конечно же, эти версии отнюдь не путеводитель по стратегии мировой конкурентной борьбы, в которой применяются не только высокие технологии интернета, но и скрытые технологии воздействия на общественное мнение. Но истина где-то рядом…
Вспомним, что Сноуден не сообщил, в общем-то, ничего нового. А в материалах, обнародованных Джулианом Ассанджем через Викиликс, нет ни одного документа с грифом «Совершенно секретно». Это означает, что информационная война между мировыми элитами ведётся по определённым негласным правилам, которые никогда не нарушаются. И влияют эти междоусобные распри только лишь на соотношение сил в правящей миром триаде силовиков, гигантских корпораций и финансовых акул.
Можно ли защититься от всепроникающей электронной слежки? Может ли обычный гражданин защитить свою чаcтную жизнь от не в меру любопытного Большого Брата?
Ответ отрицательный. Агентство национальной безопасности США, самая мощная спецслужба в мире, располагает бюджетом в десятки миллиардов долларов, крупнейшей группировкой спутников-шпионов и глобальной системой прослушивания телефонных разговоров. В бестселлере Дэна Брауна «Цифровая крепость» подробно рассказывается о безграничных возможностях АНБ, располагающего к тому же и самыми мощными в мире компьютерами. Возможности американских спецслужб постоянно увеличиваются. Появление очков «дополненной реальности» «Гугл-гласс» просто-таки напугало правительства многих стран, запретивших их использование на своей территории. Но только как можно будет защитить национальную безопасность и просто личную жизнь, когда системы видеонаблюдения будут вмонтированы не в громоздкие очки, а в простые контактные линзы или просто нанесены с помощью микроэлектродной техники на глазную сетчатку? А прослушивающие устройства станут видимы только под микроскопом?
Может быть, запретить электричество? К этому всё идёт. Вот уже российские спецслужбы решили закупить партию печатных машинок для изготовления суперсекретных документов. О реальном цифровом суверенитете, который возможен только при разработке отечественной операционной системы, обновляемой через российские серверы, даже и разговоров уже не слышно.
Знать, скоро государевы секретные указы будем высекать в граните, как во времена Хаммурапи. Или лучше гвоздём на бересте?..