Это именно тот, кто с остановками в нескольких странах долетел 28 мая 1987 года до Красной площади в Москве, приземлился неподалёку от собора Василия Блаженного, покинул кабину, стал раздавать автографы. Среди желающих были и иностранцы. Примерно через час смельчака арестовали… Новость разнеслась по миру. Конечно, происшествие было удивительным.
На Западе кто-то ликовал и издевался над «Советами». Ф.-Й. Штраус, экс-министр обороны ФРГ, в годы войны лейтенант вермахта под Сталинградом, мстительно заметил: «Все эти Фантомы, Скайхоки, Торнадо и Миражи немедленно снять с боевого дежурства и перевооружить ВВС НАТО самолётами типа Сессна-172».
Именно на таком прилетел в Москву Руст.
Он родился в 1968 году под Гамбургом в семье инженера-электрика. Говорят, был в учёбе старательным и последовательным. Ещё мальчишкой увидел самолёты вблизи, посетив с отцом аэродром, и заболел авиацией. После лётного училища в 18 лет получил лицензию на управление лёгкими самолётами. Его тянуло на приключения. Так, видимо, и родился замысел долететь до Москвы. Хотя потом появилась версия, что это была операция специальных служб Запада. Например, генерал армии Пётр Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 1991–1997 годах, говорил: «Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И проведена она была с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза... Сбить «Сессну» могли столько раз, сколько было нужно». Но это тоже предположение.
Как бы там ни было, вылетев 13 мая 1987 года из Германии по маршруту Фарерские острова – Исландия – Норвегия – Хельсинки, Руст установил в Финляндии дополнительные баки с горючим и 28 мая вскоре после старта отключил радары и сбросил с высоты в море мягкую канистру с маслом. Спасатели обнаружили на воде масляное пятно и сделали вывод о катастрофе, но через пять часов прозвучала сенсация: утерянная «Сессна-172» приземлилась… на Красной площади. Позднее, кстати, финны выставили Русту счёт на 100 тысяч долларов за фальсификацию авиакатастрофы.
Но прежде был суд в СССР. Прокурор потребовал для нарушителя восемь лет тюрьмы – дали четыре года трудовых лагерей. Германские адвокаты и психологи напирали на «определённую психологическую неуравновешенность, элементы самолюбования на грани нарциссизма». Сидел «нарцисс» в Лефортове в семиметровой оборудованной камере, два часа в день имел право на прогулки, много читал, учил русский язык, даже просил перевода в трудовой лагерь, но ему отказали. Немецкая пресса сообщала, что каждые два месяца его навещали родители, но, несмотря на щадящий режим в камере и полноценное питание, к моменту освобождения он потерял 10 кг веса и впал в нервозное состояние.
3 августа 1988 года (через 1 год 2 месяца) Руст был досрочно освобождён и вернулся в ФРГ. Вокруг всего этого было много шума. Например, его «Сессна» была куплена за 160 тысяч марок (2,5 рыночные цены) – японский бизнесмен переплатил за товар и увёз самолёт в Токио. А родители Матиаса продали одному журналу за 100 тысяч марок право на любые публикации о сыне.
Что было потом? В армию Матиаса не взяли – назначили альтернативную службу санитаром в больнице. Оказалось, «звёздная болезнь» изменила юношу: одна из медработниц отвергла его любовные ухаживания, и Руст серьёзно ранил её ножом. Снова суд, теперь немецкий: приговор – пять лет тюрьмы, но опять освобождение через полтора года.
Ещё недавно едва ли не национальный герой превратился в изгоя. От семьи отвернулись соседи, по ночам, случалось, били стёкла в его машине, а его брату пришлось сменить колледж. Вскоре Матиас «по ошибке» унёс из супермаркета кашемировый пуловер за 90 марок и получил штраф в 10 тысяч, потом расплатился… непокрытым чеком – и снова судебный штраф…
Тогда он бросился путешествовать, побывал даже в России. В конце концов принял индуизм, женился на девушке из Бомбея, якобы дочери богатого торговца, очень красивой и с хорошим приданым. Мелькнуло фото симпатичной пары с дитём на руках – остепенился? Но если бы Матиасу можно было верить хоть в чём-то!..
Сейчас 50-летний плейбой играет в покер и хвастается, как однажды на богатой яхте за пять суток непрерывной игры заработал 750 тысяч евро. Раньше таких фантазёров в казино били подсвечниками, а сейчас Руст как бы оказался даже не за бортом яхты, а за бортом жизни. Она не удалась. И тут нет вины ни общества, ни спецслужб – никого. Всё было в его руках.
В 2012 году, кстати, Руст признал авиавизит в Москву «безответственным». Стоит вспомнить и одну из часто цитировавшихся оценок последствий бреющего полёта. Её дал американский специалист по национальной безопасности Вильям Одом: «После полёта Руста в Советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооружённых сил, организованной Сталиным в 1937 году. Было заменено практически всё руководство Министерства обороны до командующих военными округами включительно». Если и преувеличение, то небольшое.
Олег Туляков