Впрочем, в густо заселённой театрами столице, где только каждый десятый москвич выбирается на спектакль раз в году (а по два раза и вовсе четыре процента), неловко говорить, будто великий город по-прежнему остаётся театральной Меккой. Скорее всего, он напоминает муравейник, заполненный различными «проектами», где на первое место ставится касса и только потом творчество. Наверное, кто-то будет утверждать, что эти понятия связаны. Как бы не так!
Всё диктует успех, в том числе с нарушением авторских прав и новомодными провокациями, не имеющими никакого отношения к серьёзному искусству. Театры не только приглашают на постановки режиссёров, которые уже прославились «новаторскими» приёмами, но и впрямую пренебрегают профессиональной этикой, устраивая кастинги для известных артистов со стороны. При наличии собственных трупп! Ведь сегодня всё можно.
Тогда давайте ликвидируем труппы – зачем отягощать ими совесть худруков стационарных театров – и создадим новую систему договорников, как это сделали в Театре Наций. Благодаря чему его руководитель Евгений Миронов достиг немалых успехов, воплотив в жизнь мечту своего учителя Олега Табакова – приглашать на постановки только креативных режиссёров с мировыми именами. И представьте, добился невозможного, соблазнив Алвиса Херманиса, Томаса Остермайера, Эймунтаса Някрошюса, Робера Лепажа, моноспектакль которого «Гамлет. Коллаж» с участием Евгения Миронова стал хитом сезона, и даже дорогие билеты не останавливают публику.
Конечно, все театры невозможно равнять под одну гребёнку. В коллективах, где по-прежнему опираются на собственный актёрский ансамбль и у лидера есть своя долгоиграющая программа, как у Римаса Туминаса в Вахтанговском театре, перестройка будет лишней. Глупо гоняться за эфемерным успехом, если он у тебя лежит под ногами. К тому же впечатляющие гастроли в Англии с «Дядей Ваней» и «Евгением Онегиным» показали: «старомодная» модель существования может быть вполне рентабельной и даже перспективной. То же самое могу сказать о Молодёжном театре под руководством Алексея Бородина, продолжающем, словно и нет за плечами утомительного сезона, репетировать политическую сагу «Нюрнберг» и не обижающемся на «Золотую маску» за то, что она не заметила фантастический спектакль «Цветы для Элджернона» Юрия Грымова.
Не сдаёт своих позиций и востребованный зрителями Ленком, хотя уход из жизни больших артистов сильно ударил по запасам его творческой энергии. А если и приглашает на главную роль Александра Балуева в спектакль «Небесные странники», то чисто из творческих, а не конъюнктурных соображений. Открыв Антона Шагина и дав ему «зелёную улицу» в двух спектаклях, Марк Захаров щедро поделился молодым талантом с руководителем питерской Александринки Валерием Фокиным для выпуска спектакля «Литургия Zero». Правда, удивляет – отчего руководитель Александринки не смог в своём театральном городе найти достойного артиста на главную роль в инсценировке романа Достоевского «Игрок».
«Литургия Zero» в Александринке |
Это притом что именно Северная столица регулярно поставляет в Москву талантливых режиссёров и артистов. Например, знаменитая троица выпускников Вениамина Фильштинского в чеховском МХТ – Михаил Пореченков, Михаил Трухин и Константин Хабенский – блистательно сыграла в конце сезона моноспектакль «Контрабас». Что сказалось в том числе и на билетных ценах. Кстати, этот театр по дороговизне, пожалуй, лидер: на возобновлённый Владимиром Машковым «Номер 13», где теперь вместо Евгения Миронова играет Игорь Верник, стоимость билетов доходит, не поверите, до 10 тысяч рублей! Больше многих даже московских пенсий, не говоря о провинциальных.
Я попыталась проанализировать, почему скандальные спектакли того же Константина Богомолова «Идеальный муж» и упомянутые «Карамазовы» ценятся столь дорого – до 5 тысяч рублей. И не нашла иного объяснения: нынче культивируется спрос на живых звёзд и эпатаж. То есть искусство до предела коммерциализировано даже в ведущих государственных театрах, поскольку цены на билеты никем не контролируются. Что уж говорить об антрепризе, которая для многих – синекура не хуже мыльных сериалов. На эту иглу подсаживаются даже артисты с большим творческим стажем: деньги не пахнут, критики давно махнули рукой на антрепризные спектакли, фестивали ими тоже не интересуются. Таким образом, артисты тихонько «окучивают» зрителей, например, в театре «Содружество артистов на Таганке», воспринимая эту площадку как прокатную – хотя у неё, строго говоря, есть худрук, народный артист России Николай Губенко. Да и за стеной того же здания после ухода оттуда Юрия Любимова бывшее «диссидентское пространство» оккупировали дилетанты, выдавая беспомощные потуги за новое слово в искусстве.
Старые мастера кричат «караул», но поздно: внедрённая Департаментом культуры города Москвы «клубная система», как злокачественная опухоль, поражает драматические театры, превращая их в развлекательные центры, где устраиваются фестивали перформансов, как в Гоголь-центре, или «Демон» играется в стиле брейк-данса, как в Театре имени Комиссаржевской. Ничего себе подарок к юбилею Михаила Лермонтова! Хорошо, хоть в Малом театре на Большой Ордынке «Маскарад» идёт в вербальном варианте и гениальный стих великого поэта не выброшен за ненадобностью.
А ведь существуют ещё так называемые театры-тихушники. Отнюдь не миражи и даже вполне опекаемые государством. Сор из этих «изб» никогда не выносят и о революциях не думают, живя за крепкими замками по принципу «тише едешь – дальше будешь». В большинстве случаев кассу тут делают приезжие зрители или военные, как, например, в гигантском Театре армии. Редко замечают критики и МХАТ имени Горького на Тверском бульваре, коллектив Татьяны Дорониной продолжает идти по пути психологического театра, не обращая внимания на новомодные кунштюки. Может быть, и не замечают потому, что здесь не эпатируют зрителей, не навязывают им мораль «успешного человека» любой ценой, а трепетно и бережно относятся к жизни человеческого духа на сцене и русской классике.
Как видим, в каждом театре свои правила игры, но главная цель одна – выжить в условиях безжалостной конкуренции. Так до преодоления ли тут высоких творческих планок? Куда проще выдать блестящую мишуру за подлинное искусство.
И всё-таки, когда в Москву на «Золотую маску» приехал с двумя спектаклями Малый драматический театр Льва Додина из Петербурга, все ахнули, увидев «Коварство и любовь», за который коллектив получил Гран-при фестиваля. Это был не только высокого уровня спектакль, но и акт мужества перед напором коммерческого искусства.