Владимир Сорокин. Белый квадрат: Сборник короткой прозы. – М.: Издательство ACT:CORPUS, 2018. – 224 c.
В 1992 году был опубликован первый сборник рассказов Владимира Сорокина. И вот, спустя двадцать шесть лет, выходит второй сборник – «Белый квадрат».
Ровно как в «Геологах», как в «Желудёвой Пади» стиль у Сорокина формируется за счёт идеи, то есть именно идеей определяются стилистические особенности текста, в том числе и постмодернистские приёмы.
Однако ирония у Сорокина – это не приём, а внутренняя необходимость, без неё он жить в литературе не умеет. Ирония тёмная, глухая, беспросветная, но необходимая для мироощущения автора. В основе её – парадокс. Скажем, шла девушка по городу и «скрипела»... А потом: «– Мадмуазель… всё, что вам нужно, – хорошая, добротная смазка раз в неделю… – Похоже, я попала к добропорядочным людям, – думала девушка».
Сюжеты всех историй у Сорокина также основаны на парадоксах. Не воспринимать же всерьёз, что Юра перепутал Фрязино с Фрязево, зачитался подарком, предназначенным для Юли (книжкой Уитмена), и проехал свою остановку. Прямо как Винни-Пух съел весь подарочный мёд.
Сорокин не рассказывает истории, а плетёт фантасмагорические притчи. Фантасмагория Места, Времени и Действия нарочито нарушает законы привычного восприятия вещей, даёт иную перспективу. Темы все ожидаемые, сорокинские. А в целом текст, будто сборник хэштегов для начинающего либерала, антикоммуниста, метросексуала.
#Телевизор, где сдирают кожу с ведущего. #Политика, где «пятая колонна, чьи ряды тают, как прошлогодний грязный лёд». #Церковь, где: «Саша тоже иногда заходил в храм поставить свечку «для здоровья», но в Бога не верил». #Искусство, от которого остался только «СРИ» – союз русских искусств…». И тут же вопрос: «– Как вы полагаете, Борис, восстанет русская культура когда-нибудь из радиоактивного красного пепла?».
«Я представляю нашу страну в виде огромной, гигантской, нечеловеческой по размеру вши, спящей в глубоком анабиозе», – говорит в посвящённом Кириллу Серебренникову рассказе театральный режиссёр.
#Народ – «зэки-людоеды», все отдельные классы – свиньи… а руководят всем «зооморфы». Сорокин будто программирует сам себя: «в людях всегда было что-то непонятно-неприятное…»
Вроде ничего нового. Все ненавидят всех. #Ненависть – это такой общий хэштег современности. Из всех этих хэштегов возникает фантасмагория презрения к народу, который ненавидит сам себя.
У текстов Владимира Сорокина есть свой читатель, которому читать своего кумира интересно. Вот и мне, к примеру, интересно, как Сорокин заполнил целую страницу словами: «прыгаю горло… прыгаю горло… прыгаю горло…» – воспользовался правой кнопкой мыши или с остервенением впечатал всю страницу на клавиатуре?
Да и разве всё так плохо? Вон в «Фиолетовых лебедях» все ядерные головки превратились в сахар-рафинад. «Давненько я чай с сахаром не пил. Отломи-ка, Саша, мне кусочек», – говорит просветлённый старец-затворник и пьёт чай с бывшей ядерной боеголовкой, вкусный как в детстве. Это же мечта!
Давид Шахназаров