Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 марта 2025 г.
  4. № 9 (6973) (05.03.2025)
Литература Стихи

Человек оставил себя

09 марта 2025

Лариса Румарчук

Поэт и прозаик поколения шестидесятников. Член Союза писателей Москвы. Автор десяти книг стихов и прозы. Постоянный автор «ЛГ».


Натюрморт

Если бы я была художником,

я не стала бы рисовать

цветы в вазе,

поставленные кем-то

               с милой небрежностью,

так, чтобы один цветок

                         как бы нечаянно

обязательно упал

и остался лежать

рядом с вазой.

Я бы лучше нарисовала

тарелку дымящихся зелёных щей

из молодой крапивы или щавеля.

Тарелку густого, буро-зелёного отвара.

А посредине –

огромное,

овальное, как старинные медальоны,

белое и плотное,

наполовину затонувшее

в этом зелёном море

и вытеснившее его своей тяжестью

на самые края с голубой каймой

яйцо, сваренное вкрутую.

Я бы назвала эту картину

«Лето».


* * *

Если от того комка плоти,

который мы называем жизнью,

отсечь сухие ветки скуки,

опухоли болезней,

метастазы тоски,

если срезать всё это,

как ненужную бумагу

вокруг контура предмета

(так в детстве,

орудуя ножницами,

высвобождали из плена листа

домик или человечка),

то останется

             совсем маленькое зёрнышко,

                                        похожее на семечко,

затерявшееся в пыльных складках

                                                     кармана.


Я позвонила вечером

                          Андрею Эшпаю

Я позвонила вечером

в квартиру одного музыканта.

И гулкий шум вечеринки

развязно ворвался в уши,

как только в ящике звякнула

тёплая от моих пальцев монета.


Там голоса хрипели

заезженною пластинкой

и кто-то ругал кого-то,

а кто-то кому-то клялся

в дружбе до гроба.

И только нежная музыка,

как пенье маленькой птицы,

звенела

и тихо жаловалась,

как будто искала выхода

в форточку или в трубку.


Хозяина звать я не стала.

Я вышла из душной будки

на воздух

и капли пота стёрла со лба.

И было мне жалко музыки

да ещё, пожалуй, монеты,

с трудом мною добытой

в киоске «Союзпечати».


* * *

Человек оставил себя.

Он оставил себя

в зале ожидания на скамейке

между румяным солдатом

и старухой с двумя мешками

и сказал: «Сиди, я скоро вернусь».

Уходя, он оглянулся,

               чтобы запомнить приметы:

с одной стороны – буфет,

с другой – дверь с табличкой

                         «Начальник вокзала».

Оглянувшись, он помахал рукой

себе, сидящему на скамейке

между румяным солдатом

и старухой с двумя мешками.

Помахал и нырнул в толпу.


Человек больше не вернулся.

Было ли это злоумышленно

или он просто заблудился –

не знаю...


* * *

Если бы живую душу,

перед тем как выпустить её

в земной мир,

пригласили к главному распорядителю

рождений и смертей

и, прокрутив перед ней

плёнку её будущей жизни,

спросили, хочет ли она родиться,

она бы наверняка

                ответила отрицательно

и даже, может быть,

стала валяться в ногах

небесного распорядителя,

умоляя о помиловании.


...А смерть – это совсем не страшно.

Это просто возвращение домой

из долгих гостей.


Птица

На самой верхушке гибкого дерева,

на самой последней,

венчальной ветке,

на самом краю этой ветки,

на её конечной, завершающей точке,

так что тонкая ветка

согнулась под тяжестью лёгкого груза,

как на краю жизни,

сидела маленькая птица

и, склонив набок голову,

смотрела вниз, на землю,

как смотрит человек

на прожитую им жизнь.


Обсудить в группе Telegram

Лариса Румарчук

Лариса Ильинична Румарчук (1935) - поэт, перево... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Восходит слово светом на пути

    01.06.2025
  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Невод забрасывая в неба глубину

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS