Если верить Росстату, зарплаты у нас неуклонно растут. И при этом, по данным этого же ведомства, и задолженность по ним неуклонно растёт. На 1 ноября она превысила 2,6 млрд рублей. На голодном пайке почти 43 тыс. человек.
Не в забытом богом таёжном уголке, а недалеко от Кремля, на мелькомбинате в Сокольниках на протяжении 11 месяцев не платили зарплату. Как выживать семьям? На закате советской власти на комбинате была проведена реконструкция, установлено новейшее оборудование. Теперь вот уже почти год оно простаивает. Задолженность перед сотрудниками – в среднем от 300 до 500 тысяч рублей. Если уволишься, вообще ничего не получишь. Когда у работников от недоедания начинала кружиться голова, им подбрасывали тысяч по 5–10. Чтобы избежать огласки, укрепили охрану, мелькомбинат превратился в режимный объект.
Труженики обращались в районную управу, в префектуру, в некоторые СМИ. Безрезультатно! Не заглядывает на комбинат профсоюз, интересы рабочих защищать некому. 9 сентября работники собрали подписи, которые передали уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой, и заявили, что если не будут приняты меры, в конце месяца они объявят голодовку. Не дождавшись ответа, 50 работников комбината её и объявили.
Трудности начались после того, как ООО «Торговый дом «Настюша», куда входит мелькомбинат, было объявлено банкротом. Хозяин этого холдинга Игорь Пинкевич решил заняться ещё и строительным бизнесом. Собрал с желающих купить квартиры деньги, набрал кредитов в банках под залог недвижимости и стал строить дома в районе Царицыно. Некоторые корпуса первой очереди жилого комплекса планировалось ввести в эксплуатацию ещё в июне 2014 года, однако деньги шести тысяч дольщиков, видимо, улетели вместе с журавлями в тёплые края. Сроки ввода жилых корпусов всё время переносились, и в феврале прошлого года мэрия Москвы вынуждена была начать достройку проблемных объектов за счёт городского бюджета.
Одновременно было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Главный созидатель, Игорь Пинкевич, в августе 2017 года был арестован и заключён под стражу. Время шло, следствие затягивалось, и с помощью своих адвокатов Пинкевич добился изменения меры пресечения. Его перевели из СИЗО под домашний арест, в роскошную квартиру с бассейном и прислугой. А дольщики самого крупного долгостроя, так и не получившие в течение семи лет свои квартиры, теперь надеются только на мэрию столицы.
Следствие действительно затянулось. Трудно всего за два года подсчитать, где и что украли хозяева, как разоряли компанию. Вот только небольшая информация. В Сеть «утекли» зарплатные ведомости компании. Выяснилось, что за последние 11 лет Игорь Пинкевич выплатил себе в качестве зарплаты без малого 1 миллиард рублей (924 миллиона). Своей жене и по совместительству совладельцу группы компаний «Настюша», которая числилась ещё и заместителем генерального директора, щедрый олигарх «отстегнул» 859,5 миллиона рублей.
Хорошо разжились и другие приближённые. Например, с бывшего главного бухгалтера «Настюши» Андрея Косарева арбитражный суд постановил взыскать 156,8 миллиона рублей незаконно выплаченной ему заработной платы. Он был принят на работу 1 октября 2001 года, и ему был установлен должностной оклад в размере 45 тысяч. Затем, как установил суд, сумма его заработка стала ежегодно изменяться в сторону увеличения и составила с 1 сентября 2010 года и до момента увольнения 5 миллионов рублей. Однако у Косарева были типичные должностные обязанности, среди которых не значилось выполнение каких-либо чрезвычайных задач, достойных, как посчитал арбитраж, столь высокого вознаграждения.
Живущая за границей дочь хозяина компании, Анастасия Пинкевич, именем которой названа фирма, не осуществляла в компании никаких трудовых функций, однако её месячный оклад здесь с сентября 2014 года составлял 1 миллион рублей. Арбитражный суд теперь требует и с неё возвращения всех нетрудовых доходов.
Пока топ-менеджеры и «мёртвые души» усиленно тратили упавшие с неба миллионы, создатели их благ перебивались с хлеба на воду. В декабре прошлого года голодали сотрудники московского хлебозавода «Черкизово», который тоже входил в компанию «Настюша». Вот что рассказывал работник хлебозавода Дамир: «Уже десять лет задерживают зарплату, на два месяца, на три месяца, сейчас вообще на четыре месяца вышло. У многих задолженность по кредитам, всем нужно оплачивать коммунальные услуги. Завод имеет долги перед налоговой службой, перед другими организациями, перед газовой службой».
Пришлось вмешаться мэру Москвы, Собянину. Хлебозавод передали кондитерско-булочному комбинату «Черёмушки». Как сказал мэр: «Сотрудникам выплатят все долги по зарплате, а само предприятие сохранит профиль и продолжит работу. Держу ситуацию на личном контроле».
Подобных примеров много по всей России. Работники Ногинского хлебозавода с весны этого года тоже не видели своих зарплат. Начальство кормило их «завтраками», иногда подкидывало мизерные подачки. С 15 октября предприятие прекратило работу, но люди отказались выходить за проходную, боясь, что охрана обратно на комбинат их не пустит и заработанного они не получат. Объявив о банкротстве, руководство предприятия якобы рассчиталось с сотрудниками. Выплатило им «белую» зарплату, в среднем по 6 тыс. рублей в месяц, а об основной части, «серой», забыло.
Кажется, у нас теперь каждая буханка хлеба с привкусом горя. Впрочем, как и многие другие товары нашего импортозамещения. Вот, например, на Саратовском заводе стройматериалов 220 человек с октября 2017 года не получали нормальную зарплату. Задолженность перед ними составляет более 42 миллионов рублей.
Нас ограбили, каждого на от 200 тысяч до 400 тысяч рублей, говорят работники Белгородского нефтеперерабатывающего завода, а на всех уровнях власти нам твердят, что ничем помочь не могут.
Нынешнее наше государство очень нерасторопное, когда дело касается помощи простому человеку. При такой чиновничьей медлительности до положительного разрешения ситуации трудно дожить. Два года назад Владимир Путин на совещании с членами правительства сказал, что высокий уровень задолженности по зарплате свидетельствует о невнимательном отношении к людям, нужно усиливать нормативную базу и уделять данной проблеме больше внимания. Президента, очевидно, не услышали. А скорее всего, руль заржавел до такой степени, что государственную машину чрезвычайно трудно повернуть в нужную сторону.
Работодатель почти не несёт ни уголовных, ни финансовых рисков. Небольшой штраф – и всё. Поэтому при наступлении малейших финансовых трудностей прежде всего задерживают зарплату. Кстати, в США такое называют обыкновенной кражей. Невыплата зарплаты там – это уже банкротство. И работникам полагается выплата компенсации в размере трёхкратной месячной зарплаты. Работодатели на Западе знают, что задержки им будут стоить очень дорого. Во-первых, суды взыщут не только сумму долга, но и моральный ущерб, утраченную выгоду для работника, а это серьёзные деньги. Во-вторых, ответственность по долгам несёт не как у нас наёмный работник, директор, а владелец предприятия. Не заплатил рабочим? Значит, будут арестованы твои счета, проданы дома и яхты и вырученные деньги пойдут на зарплату. Может быть, и нам задержку зарплаты начинать считать, как в США, кражей денег из кармана и отмерять согласно этой статье тюремные сроки?
Где же наши депутаты, которые обязаны спасать трудовых невольников? Они заняты разработкой других, очень «важных» законов. Вот, например, депутат Илья Гаффнер предлагает запретить грибникам использовать при сборе грибов режущие предметы, в том числе ножи. Ирина Яровая – засчитывать «стукачам», т.е. осведомителям, время сотрудничества со спецслужбами в страховой стаж и начислять за это государственные пенсии. Виталий Милонов – ввести удостоверения на право управления велосипедами.
И пока власть занята изобретением курьёзных законопроектов, потерпевшие работники сами присуждают высшую меру наказания. В Хабаровском крае 28-летний рабочий, недополучив причитающуюся ему заработную плату, зарубил топором своего начальника. В Волгограде местный житель также за украденную зарплату рассчитался с хозяином молотком. В Удмуртской Республике двое строителей убили владельца фирмы, посчитав, что недополучили от него денег. В Орехово-Зуеве арестовали троих обвиняемых в убийстве местного предпринимателя из-за невыплаты им зарплаты.
Самой жуткой стала трагедия, случившаяся в Нижнем Новгороде, где в подвале облсуда проводившие там ремонт строители закатали в бетон своего бригадира, который не выплатил им зарплату.
Печальные перспективы!