В отличие от некоторых других оскаровских номинантов кинокартина, безусловно, достойна того, чтобы обратить на неё внимание. Винтерберг, снявший фильм «Курск» о трагедии с нашей подлодкой, не только относится с симпатией к России, что мы с удивлением отмечали, откликаясь на этот фильм, но и явно знаком с нашим кинематографом. Да и тема его фильма тоже какая-то русская.
Поначалу кажется, что фильм – часть развёрнутой в Дании антиалкогольной кампании. Оказывается, и у них спивается население, да ещё со школьного возраста. Фильм начинается с документальных или снятых под документ кадров пивного молодёжного праздника (соревнования: кто больше выпьет и быстрее пробежит), настолько обильного и буйного, что стало как-то радостно, что у нас таких безобразий пивные компании не устраивают. Далее внимание зрителя концентрируется на сорокалетнем красавце – учителе истории и его друзьях, работающих в той же школе: психологе, учителе пения и физруке. Кажется, что у них, как у всех, в благополучной Европе, всё очень хорошо. Однако это только кажется, на самом деле – тоска смертная, им всем выть хочется. У одного разладилась семейная жизнь, пропало взаимопонимание с женой, которая работает в ночную смену. А тут ещё кризис среднего возраста, любовь ушла, ничего взамен не пришло... Другой, напротив, вконец измотан семейной жизнью, маленькие дети – их трое – замучили, регулярно забираются ночью к нему в постель и писаются, у третьего не ладятся отношения с женщинами, четвёртый тяжело переживает одиночество после ухода любимой.
Собравшись на дне рождения психолога, друзья благодаря «открытию» одного учёного, который считает, что люди страдают от того, что в их крови недостаточно алкоголя, вдруг решаются на эксперимент, чтобы проверить на себе это открытие. И, как ни странно, под кайфом жизнь стала налаживаться. И семейная жизнь, и занятия в школе стали проходить куда живее и интереснее. Но, разумеется, чтобы длить улучшение, дозы надо увеличивать, со временем друзья слетают с катушек, пьют каждый день, да ещё впадают в запой: у всех неприятности на работе, историк разводится с женой, а физрук уходит на своём баркасе в море и не возвращается – кончает жизнь самоубийством.
Это, конечно, производит на друзей ужасное впечатление. И тут, ближе к финалу, неожиданно и начинается кино. Настоящее кино. Оставшиеся друзья видят в гибели коллеги своё недалёкое будущее. Им страшно. Они не хотят пить даже на поминках. Потом вмешивается жизнь: их ученики празднуют окончание школы и втягивают любимых учителей в своё алкогольное гульбище на набережной Копенгагена. С одной стороны, радостно – вчерашние школьники вступают во взрослую жизнь, с другой – очень грустно, им предстоит такое же тоскливое существование, как и у их учителей. Но они веселятся, отчаянно празднуют, понимая, что их праздник жизни кончился, и заливают-заливают мозг алкоголем как будто на собственных поминках...
Замечательно снятый пьяный танец главного героя в финале, завершающийся прыжком с пирса в море, напомнил о герое Олега Янковского (исполнитель главной роли Мадс Миккельсен вдобавок на него очень похож) в «Полётах во сне и наяву». То есть речь идёт уже не о губительности пьянства, кризисе среднего возраста, не о проблемах образования в Дании, а о бессмысленности их жизни вообще. Удивительно, что этот страшный и горький фильм получил две номинации на Оскара. Не только как лучший иностранный фильм, но и за лучшую режиссуру.
Александр Кондрашов