Казалось бы, можно радоваться: в прошлом году второй раз за постсоветский период зафиксирована не естественная убыль, а естественный прирост населения России. По оценке Росстата, его численность за 10 месяцев 2012 года возросла на 246 тысяч человек. Но демографическая проблема по-прежнему очень остра. Путям её решения был посвящён круглый стол «Демография в России: рождаемость и семейная политика», который состоялся на минувшей неделе в Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
Вела круглый стол давний автор «ЛГ», заместитель председателя Государственной Думы РФ Людмила ШВЕЦОВА. В её выступлении и ответах на вопросы содержался ряд интересных и актуальных высказываний, которые приводим сегодня.
Из выступления
анеты столкнулись с постоянно нарастающей демографической угрозой – опасностью вымирания населения ряда стран из-за резкого подъёма уровня смертности и спада рождаемости населения, проживающего на их территории. Целый ряд европейских стран считался эпицентром демографической депрессии, но приняли меры. Например, Франция, где суммарный коэффициент рождаемости 20 лет назад составлял около 1,4, а в 2011 году стал 2,09 ребёнка на одну женщину, причём среди коренного населения он составляет 1,9. Многодетных семей во Франции сейчас в 2,5 раза больше, чем в России…
К этим результатам они пришли не только за счёт материальных мер поддержки. Был достигнут многолетний национальный консенсус в понимании необходимости комплексной поддержки семей с детьми, связанных с этим госрасходов и консолидации усилий государства, бизнеса, общественности и семей».
«Суть позитивной демографической динамики связана с поколенческой волной, улучшением социально-экономической ситуации и демографической политикой, которая стартовала в 2007 году. Более 90% матерей, которым по закону полагается получение сертификатов МСК (материнский семейный капитал), воспользовались данным правом. Можно говорить об определённых изменениях в ценностных установках населения России, возрождении ценностей семьи и заботы о детях…
Однако этих изменений недостаточно для решения проблемы стабилизации демографических процессов в стране».
«Утверждая два года назад план действий второго этапа реализации демографической концепции на ближайшие пять лет, президент потребовал не допустить на втором этапе «отката назад». И эксперты, и Минздрав полагают, что перспективы улучшения демографической ситуации с каждым годом всё более усложняются».
«Мы должны учитывать все возможные ресурсы по увеличению рождаемости:
Дифференциация регионов. На демографическую ситуацию существенное влияние оказывает социально-экономическое неравенство регионов. В 44 субъектах Российской Федерации наблюдается превышение числа умерших над числом родившихся, из них в 10 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5–1,8 раза.
Установка на увеличение детности в семьях. Стратегически важным является предложение президента РФ рассматривать в качестве нормы семью с тремя детьми, что требует совершенно особых условий – в том числе государственной поддержки.
Занятость молодых родителей. Задача создания 25 миллионов рабочих мест, обеспечивающих достойную занятость для молодёжи, является важнейшим условием и для роста численности населения страны, и для роста качества жизни».
«Очень важно определить роль субъектов демографической политики. Это должны быть не только президент, правительство и региональные власти. Думаю, должно быть обозначено место бизнеса, работодателей, их объединений, которые уже проводят определённую политику поддержки работающих семей. Социально ответственный бизнес должен стать партнёром в преодолении депопуляции нашей нации.
Следует включить сюда более активно НКО, предприятия различной формы собственности, работающие в социальной сфере, СМИ и т.д. Мы пока недооцениваем их роль».
Из ответов на вопросы
– Как можно облегчить процедуру усыновления у нас в стране?
– Надо снять или значительно опустить порог некоторых ограничивающих барьеров, сократить перечень представляемых гражданами РФ в государственные органы документов и увеличение срока их действия. Сегодня, например, справка о состоянии здоровья действительна только месяц, будем увеличивать срок действия до одного года. Вообще нужно уменьшить объём отчётности, представляемой опекунами и приёмными родителями.
– Будет ли решён вопрос о радикальном повышении денежных компенсаций семьям, усыновившим детей? Государство тратит большие деньги на содержание сирот в детских домах, а эти деньги можно было бы отдавать в семьи... Или этого нельзя делать, так как пособия будут привлекать недобросовестных родителей?
– Отслеживать и отсекать от кормления за счёт детей и государства недобросовестных родителей, на мой взгляд, должны общественные институты. Я уверена, что основная часть родителей-усыновителей порядочные люди, поэтому не стоит всех подозревать. Конечно, надо повышать денежные компенсации усыновителям. Предусматривается предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим ребёнка, а также родителям, усыновившим второго и последующих детей. Увеличивается размер социальной пенсии, размер единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью и многое другое.
Государство должно дать гарантии семье, которая усыновляет ребёнка, что оно обеспечит помощь в обучении и лечении ребёнка, если мы говорим о ребёнке-инвалиде. Причём помощь на лечение ребёнка-инвалида должна быть не одноразовой. Если ребёнок не сможет посещать коррекционное образовательное учреждение, нужно будет обеспечить ему образование на дому.
– Насколько после всей шумихи в прессе вокруг усыновления увеличилось число желающих забрать к себе ребёнка из детдома?
– О результате можно говорить чуть позже. Я против кампанейщины в любом деле, а в этом – тем более. Лозунги вроде «Каждой семье – по сироте» – это негуманно и неправильно. Я не сомневаюсь, что у нас появятся новые желающие принять ребёнка-сироту в семью. Те 18 471 человек, которые сейчас находятся в банке данных на усыновление, – далеко не последняя цифра. Когда заработают те механизмы и рычаги, которые отмечены в указе президента, число желающих прибавится. Мы должны материально простимулировать нашу природную людскую доброту, и тогда число сирот в государственных учреждениях будет значительно меньше.
– Какие регионы успешно решают проблемы сиротства?
– У нас есть регионы, которые не отдают своих детей на усыновление заграницу – Белгородская область, республики Северного Кавказа, Хакасия, Ямало-Ненецкий округ, Мордовия. Есть регионы, которые идут на усыновление иностранцами, но при этом у них высокий показатель отечественных усыновителей – это Калужская область, Краснодарский край, Ростовская область, Саха-Якутия. В Москве, где самые высокие материальные возможности по решению проблем сиротства, первыми ввели патронатную форму воспитания детей, приняли городской закон о патронате.
Регионы могут очень многое, и они должны переломить ситуацию. Считаю, что эффективность работы губернатора должна оцениваться и по такому показателю, как доля усыновлённых детей в данном регионе.
Подготовил
Владимир СУХОМЛИНОВ
ЦИТАТА
«Сегодня в России живёт 143 миллиона человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии, т.е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер – к 2050 году оно составит порядка 107 миллионов человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения, население России увеличится до 154 миллионов человек.
Таким образом – историческая цена выбора между действием и бездействием – почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет». Владимир ПУТИН