В последнее время с новой силой возрос интерес к казачьей истории. В особенности к периоду Гражданской войны. В этот период на Дону казачество действовало как достаточно активная военно-политическая сила. В условиях развала бывшей царской армии оно дольше всех сохраняло свою военную организацию и дисциплину. Под влиянием борьбы различных политических сил и внутреннего социального раскола донские казаки выступили по разные стороны баррикад и составили основу крупных кавалерийских частей – как белых войск, так и Красной армии. По станицам Дона прокатилась волна кровавых массовых расправ, под которые попадали не только враги, но и рядовые казаки, на которых пало малейшее подозрение. Накал взаимной ненависти достиг такого размаха, что невозможно было какое-либо примирение. Нейтралитет кого-либо не признавался. Буржуазная революция поставила казачество перед проблемой выбора буржуазного пути или же своего самобытного. Выбора быть не могло, но драма была налицо. А когда возникли революционные преобразования социалистической ориентации, то это был детонатор будущей Гражданской войны. События же развивались намного трагичнее. Начался террор «расказачивания». Это и было непоправимой страшной исторической ошибкой со стороны государства.
Именно на Дону советская власть планировала мобилизацию казаков в Красную армию против немецкого нашествия и вспыхнувшей «контрреволюции». Одним из очагов сопротивления стала станица Усть-Хопёрская Усть-Медведицкого округа, где вёл агитацию против советской власти скрывавшийся здесь войсковой старшина Александр Голубинцев (с ноября 1919 года – генерал-майор).
25 апреля 1918 года искра гнева вспыхнула, и казачий съезд советов Усть-Хопёрской станицы решил: «не подчиняться существующей советской власти и объявить восстание против неё с целью изгнания Красной гвардии из пределов округа и восстановления казачьей власти» и назначил мобилизацию всех мужчин в возрасте до 50 лет. Голубинцев был назначен «командующим освободительными войсками вольных хуторов и станиц Усть-Медведицкого округа». Среди командиров Белого движения Голубинцев был известной личностью. Под его руководством донские казачьи части одержали ряд побед под красным Царицыном. Отступая перед частями Красной армии, беспощадно рубившими «белых саблями на скаку», Голубинцев со своими подразделениями оказался в Крыму. В ноябре 1920 года он с остатками армии Врангеля эвакуировался в Турцию.
Верхне-Донское казачье восстание, почти с документальной точностью воспроизведённое Михаилом Шолоховым в романе «Тихий Дон», началось в ночь на 11 марта (26 февраля) 1919 года в тылу советских войск Южного фронта, когда Красная армия в ходе зимнего наступления заняла наибольшую часть территории области войска Донского. Участники восстания – казаки Верхне-Донского округа (в основном Вёшенской, Казанской, Мигулинской, Еланской и Каргинской станиц). Впоследствии писатель следующими словами характеризовал вожаков и «деятелей» контрреволюционного лагеря на Дону: «Говорили о любви к родине и в годы гражданской войны. Говорили, в частности, и атаман Краснов и прочие подобные ему политические пройдохи, говорили и одновременно приглашали на донскую землю немецких оккупантов и потом так называемых «союзников» – англичан и французов. Говорили о любви к родине и одновременно торговали кровью казаков, обменивали её на предметы вооружения для борьбы с советской властью, с русским народом. История проверяет людей на деле, а не на словах. История проверяет, в какой мере существует у человека любовь к родине, какая цена этой любви. Истинную любовь к отчизне кощунственно топтал Краснов и прочие продажные мерзавцы, вероломно обманывавшие трудящееся казачество и вовлекавшие его в гражданскую войну».
Для подавления восстания с Южного фронта пришлось снять крупные силы – до двух дивизий пехоты и до дивизии кавалерии, что отрицательно сказалось на положении красных. Белогвардейское же командование, наоборот, использовало восстание в тылу Южного фронта большевиков для перехода в наступление в мае 1919 года. Белоказачья конница генерала Секретева начала рейд в район восстания.
6 июня 1919 года повстанцы, уже находившиеся на грани поражения, соединились с белой Донской армией, а войска Южного фронта были вынуждены оставить территорию области войска Донского и Царицын.
Казачьи восстания на Дону в 1919 году были одной из наиболее серьёзных угроз для Советского правительства и оказали существенное влияние на ход Гражданской войны. Кроме того, восстания несли в себе угрозу и для внутриполитического состояния страны.
Защищавшие своё независимое государство донские казаки ещё не знали, что их ждёт в борьбе с большевиками. Впереди были большие победы и жестокие поражения – новороссийская трагедия, Крым, Галлиполи. Но наиболее трагичная страница казачества – появление боевых частей в составе вермахта (Казачий Стан), участие в Русской освободительной армии Власова. И как следствие – трагедия в австрийском городе Лиенц в июне 1945 года.
Книги серии «История казачества» заставляют ещё раз обратиться к ярким событиям дней минувших, помогают разобраться в их перипетиях и, безусловно, интересны будут не только профессиональным историкам.