1 сентября – День знаний, и наши дети вновь отправились в школу. Меж тем это же день памяти писателя Владислава Петровича Крапивина. И не случайно две эти даты совпали.
Ведь Крапивин стал человеком, объединившим вокруг себя и своих книг тысячи мальчишек и девчонок. Кроме того, он смог организовать отряд «Каравелла». Там дети занимались морской журналистикой, фехтованием, историей флота. Грезили о путешествиях и открытиях. И читали книги Крапивина. Всё это создавало не только литературный, но и педагогический эффект. Так а что сейчас?
Крапивинское время ушло – и в 1991 году многие почувствовали себя так, будто им подрезали крылья. Много сказано о том, что в новой России отказались от идеологии. Однако отказались в первую очередь от идеалов. С наступлением советской власти устраивали гонения на священников, а после 1991 года бичевали уже советское наследие. И оказалось, что Бога нет. И Великой Коммунистической Идеи тоже нет. Так а что осталось? Малиновые пиджаки? «Мерины»? Нефть? Новый российский мир очень быстро разделился на господ и халдеев. И всё в нём превратилось в услугу. Образование в первую очередь.
А после подоспели и соответствующие реформы. Образование утратило свою важную составляющую – фундаментальный элемент воспитания. Прибавились и все остальные беды. Низкая заработная плата учителей. Переполненность классов. Необходимость обновления и материальной базы, и преподавательского состава. Превращение учёбы в старших классах в натаскивание к ЕГЭ. Бюрократическая волокита.
Меж тем главное, что подтачивает образование, – то, что уничтожен учительский авторитет. Спозиционируй учительский статус иначе – и не было бы такого отношения к педагогам учеников и родителей. Вообще одна из примет нашего времени – люди передоверили собственных детей сначала детсаду, а после школе. Но если ты не занят своими детьми, то чего ты ждёшь по итогу? Кому ты доверяешь обучение и воспитание своих детей? Школе? О, нет, она для чада не авторитет. По факту ты доверяешь воспитание гаджету. А теперь попробуй-ка отбери у своего ребёнка айфон – какой будет его реакция? Кто для него дороже – мама с папой или айфон?
Однако главный вопрос, на который должна ответить система образования, да и все мы сегодня: «Для чего это всё собственно? Кому нужно образование в принципе?» Согласитесь, вы уже не раз слышали этот вопрос от своих детей, внуков: «А как мне помогут эти знания в жизни?» А ведь, правда, для чего нам сегодня образование?
Когда в телестудиях – безграмотные ведущие и эксперты. Когда в медиа – бестолковые журналисты. Когда на сцене – безголосые певички. Как объяснить своему ребёнку, что он должен учиться, если Даня Милохин выступает на экономическом форуме, а психолог всея Руси Елена Блиновская хранит 64 миллиарда рублей общака? Как что-то объяснить своим детям о пользе знаний, если туповатые блогеры зарабатывают в день столько же, сколько учёные и инженеры за месяц?
Определённо этот день незнаний затянулся. И тут не с детей начинать надо, а с себя, с системы в первую очередь. Той, где знания должны цениться. Той, где образованные люди должны быть востребованы на Родине, а не за рубежом. Той, где не надо маскироваться, что ты, в общем-то, умный.