«Мгновенный и полный успех «Семнадцати мгновений весны» ещё раз подтверждает ту простую истину, что хороший многосерийный фильм для телеэкрана сделать очень легко: нужны лишь умный сценарист, высокопрофессиональный режиссёр и хорошие актёры. Это необходимый минимум. А «Семнадцать мгновений весны», кроме того, украшает проникновенная музыка М. Таривердиева. В нём поразительные по достоверности пейзажи и интерьеры, найденные и созданные художником Б. Дуленковым, – тем более поразительные, что многое, очевидно, пришлось воссоздавать не на местах происходивших событий. Наконец, фильм снимал оператор П. Катаев, обладающий, оказывается, абсолютным вкусом и чувством «телевизионного плана».
Фильм сделан Татьяной Лиозновой. Сделан с тонким пониманием стиля книги и свободным – хочется сказать каким-то лёгким – использованием широких возможностей кино и телевидения. Лиризм, свойственный режиссёрской манере Лиозновой, удачно оттеняет мужественные интонации книги.
Значение ленты «Семнадцать мгновений весны» ещё и в том, что произведение это, созданное на историческом материале, всем пафосом своим адресовано людям наших дней».
Так писала наша газета полвека назад в обстоятельной рецензии Р. Соболева «Двенадцать встреч с одиннадцатой музой». Как показало время, «ЛГ» не ошиблась в оценке телевизионного сериала, показанного за 50 лет на разных каналах десятки раз. Фильм не испортили даже нелепая колоризация и частичный перемонтаж 2009 года. Будем заново смотреть привычные чёрно-белые «Мгновения», давно уже ставшие легендой.
Продолжение темы: Вы мне нужны, Штирлиц