Печаль моя, деревня. Фотостихоэссе. – Смоленск: Маджента, 2012. – 500 экз.
Начинается эта удивительная книга словами Александра Твардовского: «Можно всё понимать – что, к чему и чем оправдывается в конечном счёте, но, когда твоя бедная живая память накоплена картинами обезлюдения, одичалости и уныния в том краю, с которым связано, может быть, всё самое лучшее, золотое и чистое в сердце, – это ужасно, чтобы только не искать других слов». Эта запись из рабочей тетради великого смоленца настраивает сразу на особый лад. Листаешь книгу, рассматриваешь фотографии, читаешь стихи… И понимаешь логику авторов, родившихся в деревне и всю жизнь работающих в родном краю. «Деревня-кормилица, деревня-страдалица, деревня-труженица останется теперь только на фотографиях, газетных строчках и экспонатах в музеях (редких!) крестьянского быта».
Всматриваешься в замечательные лица деревенских стариков-старух и представляешь, какими они совсем недавно были молодыми и красивыми. Теперь вся их надежда только на внуков, которые хотя бы каникулы проводят на малой родине с бабушками-дедушками.
Жанр фотостихоэссе выбран Королёвым и Цыркуновым удачно, снимок плюс строки поэтические действительно выглядят органично.
Понятно и их желание сделать сборник «Счастье моё, деревня!». Вот только доживём ли?