Ненависть к клану Михалковых – это то, что сопровождает разными по масштабу всплесками любое культурное событие, в котором принимают участие его представители. А я, признаюсь, люблю их всех, начиная с Сергея Владимировича. Люблю и Никиту Сергеевича, и его девочек.
Анну помню с давних пор – впервые она страшно меня растрогала в замечательном документальном проекте отца, снимавшемся 12 лет, «Анна. От 6 до 18». А теперь это известная актриса, недавно потрясающе сыграла главную роль в парадоксальном сериале «Обычная женщина», в «Проигранном месте» она предстаёт в образе беременной дамы из полиции. Помню и Надежду, которая когда-то гениально сыграла дочку героя в «Утомлённых солнцем». Собственно, она не играла, а жила, играя с папой в увлекательнейшую игру, которая называется кинематографом. И «доигралась» до «Оскара».
Теперь она молодая, но уже многоопытная кинематографистка – сыграла более чем в десяти фильмах и сериалах. И не только в лентах своего отца, но и у других маститых режиссёров, у которых тоже можно было многому научиться.
Что самое важное в «Проигранном месте»? Начнём с констатации: современная молодёжь нашим кинематографом проиграна – в отсутствии отечественного детского и юношеского кино она выросла на продукции империи «Марвел» и голливудских ужастиках. Она не читает книг, не знает, что такое стихи. Вот рэп, да непременно с матерком, – это другое дело. У неё своя лексика, свои мемы. Надежда Михалкова очень молода, не так уж много лет отделяет её от героев фильма, и она разговаривает с ними на том языке, который они понимают.
Компания скучающих беззаботных старшеклассников в начале фильма играет в бутылочку на берегу речки у костерка, а к концу картины все эти ребята преображаются. Их затягивает в страшную сказку, или, если угодно, страшный сон, но к финалу, пройдя через череду кошмарных испытаний, они сбрасывают морок и как будто пробуждаются для взрослой, ответственной жизни. В которой повседневность перемежается драмами и трагедиями, люди не просто рождаются и умирают, а делают это на твоих глазах. На глазах зрителей, поначалу жевавших попкорн, а потом забывших о нём. До тех, кто продолжал жевать, достучаться, видимо, уже невозможно.
Надежда Михалкова не стала нас слишком пугать штампами жанра. Ей важно, что происходит с реальными людьми, её героями. Юные Ирина Мартыненко (у этой девочки большое будущее!), Никита Еленев, Валентина Лялина, Алексей Мартынов и другие, играя школьников, сумели передать сложнейший процесс само-определения человека. Поначалу самые обычные ребятки, они впервые совершают поступки, которые требуют от них мужества. Прагматики, даже циники, они не верят ни в какие сказки, но и не уклоняются трусливо от страшной реальности. Бросают вызов таинственному злодею и в конце концов побеждают, «поймав его на живца», пропуская страдания жертв через себя, свою душу.
Это не фильм ужасов, а драма взросления.
Татьяна Соколова