Я бы поставил главной целью своей деятельности возврат телевидения на путь служения России.
Наше нынешнее ТВ – это коммерческие предприятия, цель которых, согласно уставам (например, Первого канала, ВГТРК и др.), – распространение информации и извлечение прибыли. НТВ мыслит «глобальнее»: его цель – «осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли».
При такой установке ТВ-проекты с идеями добра оказались рыночно не конкурентными проектам, несущим смыслы индивидуализма, брутальности и чуждые русской душе и традициям элементы толерантности.
Сегодня уже немало граждан (особенно среди молодёжи) уверены, что добро и нравственность – «неформат» и что «успешны» в России только те, кто без тени «интеллигентских рефлексий» исповедует принципы: «каждый за себя» и «дозволено всё, что не запрещено». Эта «философия» в совокупности с нашей русской склонностью к крайностям («Коль рубить, так уж сплеча!»), по существу, легитимирует беспринципность в бизнесе, жёсткость и даже жестокость в человеческих отношениях. Среди большинства людей, неприемлющих эти правила жизни, это сеет растерянность и пессимизм: как жить самим, как воспитывать детей и внуков, что их ждёт впереди?
Это главное. Но важны и «частности». Например:
– безразличие к русскости. У нас нет общегражданских обращений; в ходу нелепые «мужчина», «женщина». Почему бы ТВ не взять на себя миссию возврата в обиход забытых исконно русских: «сударь», «сударыня», «милостивые государи»? И, соответственно (о конкурсах красоты), – «сударыня Калуга», «сударыня Россия» и т.п.? То же с русскими святыми Петром и Февронией – покровителями семьи и любви. ТВ их не жалует, зато какая ажитация по святому Валентину! Или щеголяние иностранными словами при наличии русских того же смысла: волонтёр (доброволец), кастинг (отбор), тендер (конкурс) и т.д.;
– насилие, жестокость, кровь. Почему-то ТВ мало волнует (или наплевать?), что обаяние отрицательных персонажей порождает подражание, что и имеет место в реальной жизни;
– демонстрации «жития звёзд» шоу-бизнеса. Самокоронование: «легенда», «звезда», «суперзвезда», «примадонна» (это при нашем-то засилье «фанеры»!), дома-дворцы, фантастические гонорары, хвастливые репортажи о быте в ТВ-журналах, пышные юбилеи, королевские подарки, браки-разводы-интриги, былые и нынешние альковные похождения и шалости. И весь этот пир гордыни и тела цинично выставляется напоказ соотечественникам, достаток большинства которых более чем скромен, а 18 миллионов влачатся ниже уровня бедности! «Едят на соблазн», как говорил апостол Павел.
– антишкола русского языка: сорные словечки, сленги, ненормативная лексика; безграмотность: «прецеНдент», «инциНдент», «день рождениЕ»; невежество: БеринговоЕ море, моголы – те же монголы и т.д.
Ясно, что в этих условиях дело, за которое я взялся (БЫ), неподъёмно без поддержки. Поэтому, во-первых, я бы попросил президента посвятить один–два дня телеэкрану, чтобы составить личное мнение о проблеме. (К слову: президент Рузвельт, обдумывая решение об установлении дипотношений с СССР, распорядился всю прессу «за» складывать в левый, а «против» в правый ящик своего рабочего стола и в конце дня прочитывал её всю. Лично! Без референтов и помощников!).
Во-вторых, постарался бы показать, что нынешнее ТВ с его ориентацией на рейтинг и прибыль ведёт Россию к культурной и нравственной деградации и к дальнейшему снижению социального и личностного доверия граждан к власти и государству. И, наконец, попытался бы убедить президента, что без перемен на этих направлениях власти вряд ли удастся консолидировать россиян для осуществления инновационной модернизации страны. Сколково, возможно, осилим, шире – сомневаюсь. Ибо, как всегда, всё решают кадры.
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института макроэкономики Минэкономразвития России