Показанная в Венеции картина Джастина Курзеля отлично вписывается в один из главных фестивальных трендов 2024 года: обеспокоенность ростом крайне правых настроений по всему миру и в Соединённых Штатах, в частности. «Безмолвное братство» переносит зрителя в первую половину 80 х на американский северо-запад.
В те годы в этом регионе орудовала банда неонацистов, именующая себя «Орденом›. Небольшая по численности группировка промышляла в основном рэкетом: грабила инкассаторские машины и банки, а на вырученные деньги закупала оружие, необходимое им для вооружённого восстания против «еврейского оккупационного правительства».
Начнём с парадоксального: «Безмолвное братство» – это тот редкий случай, когда привлекающий внимание титр «основано на реальных событиях» соответствует действительности. Курзель воспроизводит события тех лет с поразительной точностью. Он сознательно уходит от масштабирования произошедшего и нагнетания ненужного пафоса. Члены «Ордена» были политическими маргиналами даже внутри своего идеологического террариума. Но вместе с тем фильм показывает, насколько заразительными являются подобные взгляды в условиях экономического регресса и безработицы. На этой благодатной почве «фюреры», подобные главарю банды Бобу Мэтьюзу, набирают популярность особенно быстро.
Самого лидера братства сыграл необычайно талантливый британец Николас Холт. В 2024 году, помимо ленты Курзеля, он также снялся у таких именитых постановщиков, как Клинт Иствуд и Роберт Эггерс. Мэтьюз в его исполнении – это двуликое создание, способное вмиг перевоплощаться из любящего отца в фанатика-людоеда и обратно. Его персонаж ни в коем случае не вызывает сочувствия, но вместе с тем он не предстаёт абсолютным злом. Много внимания в фильме уделено «Дневникам Тёрнера», книге, которую ультраправые по всему миру называют своим руководством к действию. Роман повествует о «белой революции», закончившейся свержением американского правительства, превращением СССР в радиоактивную пустыню, уничтожением Израиля и массовым геноцидом всех «унтерменшей». По какой-то неведомой причине этот манифест душевнобольных не запрещён к распространению ни в Штатах, ни у нас.
Объявившего на него охоту агента ФБР сыграл другой британец, Джуд Лоу. Ему, как никому другому, идут такие образы. Забавно, ведь фамилия Law с английского переводится как «закон». Его герой – это архетипичный для львиной доли американских сериалов детектив, у которого проблемы с семьёй и ворох зависимостей. Однако Курзель не ударяется в такие поэтические излишества, как флешбэки из прошлого агента, оставляя многое недосказанным. «Безмолвное братство» – это вообще довольно скупое на лирические отступления кино. Разве что оператор позволяет себе подолгу задерживаться на величественных горных пейзажах Невады. На атмосферу работает и завывающий саундтрек за авторством Джеда Курзеля, родного брата режиссёра.
Резюмируя всё сказанное выше, «Безмолвное братство» – зрелище, вне всяких сомнений, захватывающее и актуальное. Это брутальный и бескомпромиссный боевик, к тому же далеко не глупый и без голливудских штампов в сценах насилия.