У Шоркиной своя неповторимая интонация: песни, которые знаешь с детства, в её исполнении приобретают объёмное звучание. Ей нравится петь и «Комсомольцев-добровольцев», и «Лучше нету того цвету», а известнейший романс «Ямщик, не гони лошадей» она исполняет так, что уже не сомневаешься – он женский! Пахмутовский «Старый клён» как будто специально для неё написан – столько тепла и любви в музыке на стихи ещё не Добронравова. А как держится на сцене! Однажды по просьбе редакции Ирина пела для ветеранов одной богатой (благодаря недрам страны) компании. Зал приличный, ветеранов немного, даже на сцену не пришлось подниматься. Но певица выглядела как на концерте в Колонном зале, сразу влюбила в себя и в Иветту Моисеевну всех прадедушек-прабабушек, нашла верную интонацию для этого оказавшегося камерным выступления.
Уверенная в себе современная москвичка, как и положено теперь, с гаджетом, в который незаметно периодически вглядывается. Мать двойняшек, засыпающих под романсы в её исполнении, успешная солистка Москонцерта и лауреат международных конкурсов, в репертуаре более 300 песен. Прежде чем рассказать о себе, несколько смущается.
– Мне давно намекают, что не надо, мол, рассказывать про своё деревенское детство, про то, что коров пасла и на сенокосе на равных со всеми работала. Но я нисколько этого не стесняюсь, биографию подправлять не стану никогда. А началась она в деревне Хорамалы Ядринского района Чувашии. «Хорама» означает вяз. Так что моя любовь к музыке под теми вязами и началась. А коров пасла по простой причине – я из многодетной семьи, родителям помогать надо было, хотя жили в богатом колхозе. Папа купил радиоприёмник, и выросла я под Зыкину, Воронец, Стрельченко, их песни меня будили каждое утро. Потому и выучила их и с удовольствием голосила, пока бурёнки паслись. Однажды к нам приехала иностранная делегация, гостям показывали колхозные владения, и они случайно услышали, как я пою. После этого практически первого международного успеха (смеётся) председатель колхоза и сказал папе: «У девочки голос, ей учиться надо».
– Прямо как Фросе Бурлаковой из старого фильма «Приходите завтра»…
– В моей жизни всё было гораздо интереснее, чем в кино. После окончания музыкального училища в Чебоксарах, которое носит имя нашего национального композитора Фёдора Павлова, я не поехала учиться в Москву. Хотя приехавший из столицы на выпускные экзамены Михаил Суренович Агин, до сих пор преподающий в Гнесинке, что-то во мне разглядел и уговаривал. Так что варианта фильма «Приходите завтра» не получилось. Учиться поехала в Нижний Новгород – в консерваторию имени Глинки. До сих пор с благодарностью вспоминаю своего педагога Валерию Андреевну Воронову и завкафедрой Андрея Михайловича Седова. Не могу не назвать композитора Андрияхина Маркса Васильевича. Его отец был в службе безопасности Сталина. Вождь однажды взял мальчика на руки и сказал, что теперь наконец-то познакомился с Марксом. Мы встретились на международном конкурсе Bella voce, и после этого, переехав в Москву, я исполняла немало песен Андрияхина на стихи Дельвига, Фета, Есенина, Бокова.
– Вот, оказывается, как давно было предопределено ваше участие в церемониях вручения премии «ЛГ» «Золотой Дельвиг»… Как замечательно звучит ваш голос в атриуме Государственного музея Пушкина на Пречистенке! А как вас принимают наши лауреаты и гости!
– В 1999-м, когда был конкурс, о вашей премии и речи не было. Более того, мне в те годы пришлось даже резко поменять судьбу – уйти в бизнес, заняться продажей оптического кабеля для интернета, что позволило купить квартиру в Москве и даже познакомиться с будущим мужем.
– История прямо для сериала.
– Муж вообще долго не знал про моё консерваторское образование. А женился при условии, что стану работать в Москонцерте. Что, собственно, и случилось. Встреча с таким концертмейстером высшего класса, как Иветта Болотина, – просто подарок судьбы.
– А какая песня из трёхсот исполняемых самая любимая?
– Не удивляйтесь. Написал её более 40 лет назад не профессиональный композитор и не профессиональный поэт, а известный киноартист Олег Анофриев. Когда исполняю «Какая песня без баяна», нарадоваться не могу, что есть – спасибо Анофриеву – эта песня. Мне кажется, что в ней – душа многих замечательных советских песен. Её петь непросто. Но какие слова! «Если жизнь сложилась словно песня – значит, песня сложена про жизнь».
– Но какая песня без баяна?
– Почему без баяна – именно с ним! Потрясающий профессионал Александр Владимирович Шиманов не только аккомпанирует мне, но и находит песни, которые не забыты, однако не исполняются широко. А программа наша так и называется: «Какая песня без баяна».
Возвращаясь к нашему разговору про кино… В моей жизни есть как бы кусочки из разных картин. «Приходите завтра». «Свадьба с приданым», «Свадьба в Малиновке», «Сестра его дворецкого». Во всех этих лентах есть и моя жизнь. Вы знаете, говорят, что я по-мужски вожу машину. Наверное, это так. Нахожу в своём характере одновременно и шаляпинское (никогда не прогибалась и не буду), и кое-что от Чапаева. Раньше вообще всё могла в глаза сказать. Сейчас, правда, могу и промолчать.
Мне всегда везло на хороших людей. И в Москве – «жестоком городе». На конкурсе Bella voce познакомилась с замечательной Лидией Павловной Абрамовой, которая, услышав меня, сказала: «Приехала из Нижнего и сломала все наши планы». Позже она нашла меня и предложила поехать учиться в Италию. Надо было только заплатить две тысячи долларов. Таких денег у меня в 2001-м не было. Но где-то в глубине души чувствую – хотела бы петь в опере.
– Ирина, а в программе «Голос» – действительно популярной и полезной (хотя бы для того, чтобы зрители узнали в лицо) – поучаствовать нет желания?
– Многие говорят мне об этом. Может, и созрею для такого решения. Хотелось бы познакомиться с Александром Градским. И для раскрутки программа важна и нужна. Даже те из участников, кто не доходит до финала, собирают полные залы. У меня свои слушатели есть. Но возможность попробоваться в «Голосе» не исключаю.
…Какая песня без Ирины Шоркиной?
Леонид КОЛПАКОВ