Завершая серию публикаций о фильмах, претендовавших на золотую статуэтку, и сообщая о решениях американской киноакадемии, с удовлетворением отметим, что мы не ошиблись в выборе номинантов для рецензирования, они соответствуют новейшим политическим веяниям в посттрамповской ковидной Америке. А в тех редких случаях, когда идеологической подкладки нет, то нет и объективной художественной ценности кинокартин.
Ненаграждение (и даже неноминирование) лент острой социальной направленности вроде получившей «Золотой глобус» «Аферистки» «компенсировано» поощрением идеологически правильных. Я думаю, всех киноманов в России удивило награждение художественно убогой «Девушки, подающей надежды». И именно за – что наиболее возмутило – донельзя заидеологизированный «оригинальный сценарий»!
Три главных приза получила «Земля кочевников» (режиссёр Хлоя Чжао, в главной роли Фрэнсис Макдорманд) – за лучший фильм, режиссуру и главную женскую роль. Очень хорошо снятый и сыгранный, в том числе реальными бомжами, полудокументальный фильм о том, как смиренно и стойко переносят фильма «Земля кочевников»
свою нищету, живут и умирают обездоленные американцы. О том, кто виноват в том, что множество людей в этой богатейшей стране выброшено в прямом смысле на улицу, разумеется, не говорится.
Имевший десять (!) номинаций «Манк» получил «Оскара» за победу – и заметим, совершенно справедливо! – всего в двух. Фильм, низвергающий великого Орсона Уэллса, якобы третировавшего вольнолюбивого сценариста Манкевича, награждён за то, в чём создатели «Манка» невольно Уэллсу подражали, – за работу оператора и художника.
В прошлом году мы сожалели, что статуэткой обнесли выдающегося актёра современности Энтони Хопкинса. За роль папы Бенедикта XVI в фильме «Два папы», которого он сыграл воистину святым человеком (напомним, прославился актёр тридцать лет назад в роли маньяка в «Молчании ягнят»). Теперь его таки наградили – за пронзительную роль старика («Отец»), который чувствует, что теряет память, злится, борется, но. Киноакадемики не смогли пройти мимо этой неминуемой темы.
Лучшим иностранным фильмом, как мы и предупреждали, стал датский – «Ещё по одной», напомнивший русскому зрителю о наших «Полётах во сне и наяву». Среди анимационных лент победила «Душа», которая попыталась рассказать о загробной жизни без религиозных догм.
С учётом верности светлым идеалам BLM в неглавных номинациях награждены фантастический триллер «Довод», музыкальная лента «Ма Рейни: Мать блюза», документальная драма «Иуда и чёрный мессия» и игровая короткометражка «Два далёких незнакомца».
Не отмечена никак, что очень жалко, социально-историческая драма «Суд над чикагской семёркой» – о том, как в 1968 году американский суд расправился с левыми активистами. В целом нынешний «Оскар» показался менее впечатляющим, чем предыдущие. Идеологическая заданность и творческая свобода вместе трудно живут.
Александр Кондрашов