Этого пришлось ждать почти 80 лет. 22 сентября Президент России Владимир Путин присвоил звание Героя России члену штаба «Молодой гвардии» Виктору Третьякевичу за героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Он родился в 1924 году в большой семье, был самым младшим из семи детей, белорус по национальности. Никто из самых близких не сможет порадоваться тому, что справедливость пришла: герой назван героем.
Судьба Третьякевича трагична. Его долго считали тем, кто выдал гитлеровцам комсомольцев-подпольщиков Краснодона, и все они, как и он сам, были изуверски казнены, сброшены в шурф шахты – некоторые даже живыми.
Подвиг молодогвардейцев взволновал писателя Александра Фадеева, он выехал в освобождённый Краснодон. В 1946 году вышел его роман «Молодая гвардия». Писатель не упоминал имени Третьякевича, но создал собирательный образ предателя Евгения Стаховича, прототипом которого считался Виктор. Лишь в 1959 году в ходе судебного процесса над Василием Подтынным, заместителем начальника краснодонской городской полиции в 1942–1943 годах, появилась версия, что предал патриотов Геннадий Почепцов. Специальная комиссия, созданная после процесса над Подтынным, установила, что Виктора Третьякевича оговорили. Он был реабилитирован. Версия о предательстве Почепцова официальна поныне, но всё-таки истинные причины гибели организации «Молодая гвардия» правоохранительные органы не выяснили до сих пор.
В этом году исполняется 80 лет создания подпольной организации «Молодая гвардия», в январе следующего – 80 лет со времени её разгрома фашистами. В организации был семьдесят один человек: сорок семь юношей и двадцать четыре девушки: русские, украинцы, армяне, белорусы, евреи, азербайджанец, молдаванин.
Память о совсем молодых героях, а тому же Третьякевичу на момент смерти было 18 лет, сохраняется в Донбассе, но надо прямо сказать, что о молодогвардейцах всё меньше знают в России. Роман Александра Фадеева в 1993 году был исключён из школьной программы. Мол, о войне написаны гораздо более правдивые произведения...
Думаю, не надо говорить, что этот аргумент не выдерживает критики.
После появления Указа Президента РФ о присвоении В. Третьякевичу звания Героя России посмертно я переговорил с руководителями Луганского и Донецкого землячеств в Москве Сергеем Пантелеевым и Петром Акаёмовым. Они сейчас готовят комплекс мероприятий в память о «Молодой гвардии». Например, 17 октября в московском Доме национальностей пройдёт круглый стол. Не сговариваясь, оба руководителя просили об одном: вновь поднять тему возвращения романа «Молодая гвардия» в школьную программу: «Куда только мы не писали, к кому только не обращались. Всё без толку!» Нас даже и уговаривать не надо. «ЛГ» не раз поднимала этот вопрос, и с тем же успехом. Стоит напомнить, что ещё раньше, в 1989-м, из школы ушёл Николай Островский с романом «Как закалялась сталь», давно не читают школьники и пронзительную «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Может быть, сейчас наконец что-то изменится?
Владимир Сухомлинов