Никогда ранее саммиты Шанхайской организации сотрудничества не привлекали такого внимания западных медиа. Интересовали Запад прежде всего президент Путин и председатель Си. Также смотрели, кто примкнёт к китайско-российской организации как крепнущему центру в многополярном мире, то есть выявит нелояльность американскому правителю.
Каждый раз, говоря в этой колонке про Китай, отмечала: худшим кошмаром для США был бы союз РФ и КНР. Насколько кошмар воплощается в реальности?
За минувшие полгода Путин и Си регулярно общались по телефону, но это первая личная встреча после февральской в Пекине, когда до начала специальной военной операции на Украине оставалось три недели. Тогда в совместном заявлении говорилось: «Дружба между двумя государствами не имеет границ». Китайская «Global Times» в заголовке дала неслыханную оценку: «Беспрецедентные узы России и Китая открывают новую эпоху, тон в которой задают не США».
В Самарканде тональность была умереннее. Си подтвердил готовность «вместе с Россией взять на себя роль великих держав и играть руководящую роль, чтобы привнести стабильность и позитивную энергию в мир». Президент РФ заявил, что Москва высоко оценивает «сбалансированную позицию китайских друзей в связи с украинским кризисом». При этом заверил: «Понимаем ваши вопросы и ваши озабоченности на этот счёт». Как оказалось, аналогичную озабоченность высказывает, к тому же постоянно, премьер Индии Нарендра Моди.
В отношении усиления ШОС тревожные ожидания Запада не были обмануты. Полноправным её членом стал Иран, вдогонку партнёр ШОС Турция заявила о намерении достичь того же. Партнёрами стали Египет и Катар, на том же пути стоят Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Мальдивы, Мьянма.
ШОС как незападный альянс, без сомнений, растёт. Согласно Си, организацию нужно превратить в «сообщество общей судьбы».
Конечно, Китай и другие страны, которые противостоят гегемонии США, поддерживают инициативное лидерство России в этой борьбе. Частью искренне, частью с выгодой для себя, тем более что РФ берёт на себя главный удар Запада.
Тем временем Вашингтон настойчиво советует Пекину не вести дела с Россией «как будто ничего не происходит». Другим, вероятно, тоже. Китай и сам на такие риски не готов: доступ к западным рынкам и технологиям – ключ к развитию гигантской экономики. Пекин не заинтересован в нестабильности в мире. Даже спикер госдепартамента Нед Прайс, при всей склонности к огульным обвинениям, признал, что Вашингтон не наблюдает военной помощи Китая России.
Изоляция РФ с западной стороны приносит другим крупным игрокам дивиденды, в частности энергоресурсы по более низким ценам. Индия увеличила закупки российской нефти в 10 раз, Турция, пользуясь случаем, уже требует скидку в 25% и оплату в лирах. Газопровод «Сила Сибири – 2», согласно вице-премьеру Александру Новаку, фактически может заменить «Северный поток – 2», но вряд ли цена на газ будет европейской.
Для России связь с Китаем и Азией становится всё более важной. Имперский двуглавый орёл веками смотрел и на Запад, и на Восток. Теперь, похоже, обе головы обращены в одну сторону. Позиция не вполне сбалансированная, а некоторые восточные лидеры постараются извлечь для себя максимальную выгоду, пока западные стервятники атакуют русского орла.