Киево-Печерская лавра – один из самых больших православных монастырей с более чем 200 насельниками и тысячелетней историей. Режим Зеленского решил монахов выселить, а обитель передать раскольникам из ПЦУ.
Решению предшествовали десятки уголовных дел против насельников с абсурдными обвинениями, как, например, нахождение у них церковной литературы на русском языке или иконы семьи Романовых. Напряжение усиливается, есть разные варианты развития событий вплоть до захвата лавры. Националисты даже грозятся её сжечь. Пока монахи добровольно не покинули её пределы, готов перейти в ПЦУ только архимандрит Авраамий. Ему предложили место наместника вместо митрополита Павла (Лебедя), который под домашним арестом.
Всё это следствие политики Украины с начала 90-х, когда на государственном уровне был поддержан отлучённый от церкви и лишённый сана Михайло Денисенко (Филарет). Бывший архиерей РПЦ организовал раскольничью национальную церковь. Разрыв со всем русским – лейтмотив госстроительства, но многим поначалу это казалось нереализуемым проектом. Однако к 2020 году раскольники при поддержке властей и Константинопольского патриарха под патронатом американских спецслужб, используя боевиков, продолжили захват канонических храмов. Репрессии дошли до лавры, церкви которой и пещеры, казалось, не посмеют осквернить. Посмели. Ненависть направлена против православного вероисповедания. И теперь видно: надежды, что власти Украины одумаются и оставят монахов и святыни в покое, тщетны.
Незамеченными остались обращения высших иерархов Греческой, Сербской, Иерусалимской, Чешской, Американской и других православных церквей. Митрополит Черногорский Иоанникий говорил: «Мы видим, что нечестивое правительство хочет отнять ту знаменитую святыню, которая является гордостью всей Православной церкви, одним из величайших священных мест под сводом небесным. Осмелюсь сказать, после храма Воскресения Христова в Иерусалиме это величайшая святыня всего православия».
Храмы с несговорчивыми прихожанами УПЦ уже пылают во многих областях Украины. Верующие пытаются блокировать действия по передаче зданий в государственное пользование. Но власть гнёт своё. На входах в лавру военные патрули досматривали святых отцов и прихожан, переписывая данные каждого. Теперь полиция блокирует входы в обитель, никого не впуская. Несколько тысяч верующих, в основном женщины, не покидают лавру, там непрестанно идут церковные службы.
А во всех СМИ Украины, не выбирая слов, оскорбляют священнослужителей и монахов УПЦ и всю паству православную. Интернет облетели кадры с молящейся на коленях девушкой: она осеняет святым крестом подтанцовывающую вокруг неё толпу с украинскими флагами, звучат майданные матерные лозунги. Преследуют тех, кто на выкрики праворадикалов и сотрудников СБУ «слава СБУ!» держал перед собой нательные крестики. Страшно представить, что будет дальше. На украинских ток-шоу набирает обороты обсуждение, что делать с мощами русских святых. Они, по мнению «патриотичных» экспертов, подлежат уничтожению, но гуманному – «закопать в землю и так, чтобы никто никогда не нашёл».
Наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Арсений уверен: «Если мы гонимы, значит, мы сохранили истину, и, значит, мы последователи Христовы». Те, кто стоит на защите общей русской святыни, – лишь малое число из миллионов болеющих душой из-за святотатства. Но народ запуган, репрессивная машина работает с ужасающей скрупулёзностью. Можно предположить, что кураторы режима решили не останавливаться, пока православная русскость не будет уничтожена. И не только на Украине. Патриарх Кирилл констатирует: «Вызывает сожаление тот факт, что при декларировании государственным руководством Украины своей приверженности демократическим нормам и европейскому пути развития, соблюдению прав и свобод человека эти права и свободы сегодня попираются самым вопиющим образом».
Сергей Борисов