В Лос-Анджелесе состоялась 90-я церемония вручения наград кинопремии «Оскар»
США – великая кинематографическая держава, выбор американских киноакадемиков и все фильмы, номинированные ими на высшую награду, безусловно, достойны глубокого анализа. О многих мы подробно говорили, а оставшимся, не менее достойным обсуждения, к сожалению, столько же места уделить не удастся, но хотя бы кратко.
Чёрная любовь
Сильные и сложные чувства вызвал триллер-ужастик режиссёра-афроамериканца Джордана Пила «Прочь». Поразил не сколько сам фильм, а то, что он вышел в американский прокат, «собрав кассу» круче всех номинантов, но главное – он потряс самим фактом того, что академики выдвинули его во всех самых важных номинациях и наградили за лучший оригинальный сценарий.
Чернокожий парень едет знакомиться с родителями своей белой невесты. В их поместье парню постепенно открываются обстоятельства, перед которыми меркнут ужасы нацистских лагерей. Оказывается, здесь в наше время вполне благопристойные, состоятельные леди и джентльмены используют чернокожих соотечественников не только для секса, но и в качестве наилучшей биоформы для своего существования. В поместье есть всё для того, чтобы в голову чёрного гостя пересадить мозг участника сообщества белых людей, которые таким образом продлевают себе жизнь, что уже много раз и проделывалось. Но не это самое страшное, страшно то, с каким наслаждением и жестокостью молодой чернокожий герой, узнав всё это, расправляется со всеми своими белыми «трансплантаторами», включая невесту. Сняты расправы с садистическим удовольствием, предельно натуралистически. Каков же накал межрасовой ненависти в этой стране! При помощи таких фильмов пытаются его снизить?
Любовная драма «Зови меня своим именем» – о зарождении чувства, перешедшего в страстную любовь, юноши-музыканта, живущего в Испании, к молодому учёному-историку, другу отца, приехавшему к ним в гости из США. Действие происходит лет 40 назад, когда к гомосексуализму относились не так, как сейчас. Юноша очень переживает, что о его романе с американцем узнают родители, но… – что принципиально ново в подаче этой темы в кинематографе! – отец неожиданно поддерживает сына, сожалея, что в своё время он побоялся и «обокрал» себя, не решившись на подобные отношения. Не совсем понятно только одно, почему сценарист Джеймс Айвори сделал своих героев евреями? Для пущей политкорректности? Однако фильм получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
Два оттенка патриотичности
Удостоенная уже двух «Золотых глобусов» «Леди Бёрд» режиссёра Греты Гервиг возвращает нас в Америку, обыкновенную, одноэтажную – в не самую благополучную семью. Главная героиня фильма (её играет талантливая ирландская актриса Сирша Ронан) оканчивает католическую школу, вступает во взрослую жизнь – некрасивая, но милая, одарённая (только пока не понятно, в какой области). Родной город ей опротивел, очень хочется уехать учиться, лучше в Нью-Йорк, она влюбляется, разочаровывается, опять влюбляется, не слушает мать, которая любит её больше всего на свете. Так же, как и отец, потерявший работу, трогательный, слишком интеллигентный для этого мира.
Тут, как и в «Трёх билбордах» МакДонаха, мне почудилось что-то родное. В данном случае похожее на многие наши фильмы, начиная с «Машеньки» и «Карнавала» до «Все умрут, а я останусь». Фильм совсем не похож на других номинантов, простодушный, трогательный и… в нём по Чехову «пять пудов любви»: к людям, родному городу и стране, несмотря на всё их несовершенство. Патриотизм, но не такой, как у Спилберга, с указующим перстом, а естественный, повседневный.
Четырежды оскароносный «главный режиссёр Голливуда» Стивен Спилберг представил на конкурс злободневную политическую драму «Секретное досье». Она посвящена американским журналистам, пошедшим наперекор властям США и отстоявшим свободу слова, и основана на реальных событиях времён президентства Ричарда Никсона, когда «Вашингтон пост» и другие газеты опубликовали секретные материалы Пентагона о вьетнамской войне.
В главных ролях прекрасные артисты: трижды оскароносная Мерил Стрип (издательница газеты «Вашингтон пост») и дважды – Том Хэнкс (её главный редактор). Играют они, как и все актёры, хорошо. Приятно также, что на этот раз в фильме Спилберга нет ничего антироссийского, как, например, в «Шпионском мосте», где наш дипломат показан редкостной сволочью, мерзким антиподом герою Хэнкса, который сыграл образцового гражданина образцовой страны.
И в «Секретном досье» герои все образцовые, кое-кто немножко посомневался, а в итоге оказался ещё более образцовым, но что они изменили? Остановили войну? Нет, Никсон сам хотел вывести войска из Вьетнама, собственно с этим лозунгом избирался президентом. Это не уотергейтский скандал, когда журналистское расследование привело к импичменту президента, здесь никакого особого героизма, обычная «внутривидовая» политическая борьба с использованием прессы – тогда против Никсона, как сейчас против Трампа.
И я не помню, чтобы «Вашингтон пост» была бы в такой же конфронтации с правительством США, борясь за вывод американских войск из Ирака или Афганистана. А во времена маккартизма там заступались за американских сценаристов и Чарльза Чаплина, права которых на свободу слова были нарушены? Хотя, конечно, приятно было услышать в фильме слова Томаса Джефферсона: «Если бы пришлось выбирать: иметь правительство без газет или газеты без правительства – я бы, не раздумывая, выбрал второе». Образцовый пропагандистский фильм, но предсказуемый – открытий и загадок нет. И «Оскаров» тоже ни одного. У обеих лент. «Леди Бёрд» мне жаль.
Из паутины
Загадки у Пола Томаса Андерсона, снявшего лет 20 назад легендарную «Магнолию». Его новый фильм «Призрачная нить» – ажурная паутина, которая под чарующую музыку Джонни Гринвуда и кружит, и запутывает, и тревожит, и убаюкивает, и гипнотизирует.
Фильм про модельера, но совсем не такого, какие бывают сейчас. Чопорный Лондон 50-х, где избалованного великого мастера, мизантропа и педанта (его играет трижды оскароносный Дэниэл Дэй-Льюис) укрощает и приручает обыкновенная женщина (замечательная работа дебютантки Вики Крипс – удивительно, что абсолютно не известная доселе актриса может быть вровень или даже переигрывать великого артиста). Она даже слегка подтравливает возлюбленного мэтра, чтобы этот гордец заболел, почувствовал себя слабым, ребёнком, чтобы, выздоровев, он вновь родился, но другим. Пусть не таким талантливым, но живым, любящим не только себя и свои платья-шедевры (заслуженный «Оскар» за костюмы). Под ними, как бы изящны, прекрасны, волшебны они ни были, живёт тело, есть душа.
Странная, загадочная лента, в которой сочувствуешь, в общем, преступнице.
Что-то подобное испытываешь, когда смотришь шведский (с участием Германии, Дании, Франции) фильм «Квадрат». Он из номинации «Лучший иностранный фильм» и по стилистике совершенно другой. Здесь нет никакого естественного изящества в построении и такой органичной актёрской игры, напротив, всё очень искусственно, но этот «монтаж аттракционов» тоже изумляет, завораживает и ставит в тупик. Предмет исследования режиссёра и автора сценария Рубена Эстлунда – современное искусство и его создатели, называющие себя художниками вроде наших Павленского и Кулика (в фильме есть диковатый не без русофобии персонаж Олег Рогожин), но не только. Весь строй жизни нынешней европейской публики, лицемерие, так и хочется сказать, буржуазной морали, в которой, как в коконе, существует современный горожанин, не ставший лучше с тех времён, когда Бунюэль снимал «Скромное очарование буржуазии». Как и у Пола Андерсена, здесь есть попытка прорыва к человечности, настоящей, а не на словах.
Однако в этой номинации победил, оставив за бортом также нашу «Нелюбовь», чилийский фильм «Фантастическая женщина» о любви и тяжёлой судьбе трансгендера.
В главных номинациях «лучший фильм» и «лучший режиссёр» ожидаемо победила «Форма воды» о любви бедной женщины и человекоподобной рептилии.
И антироссийская вишенка на торте: среди документальных фильмов лучшим признан «Икар» с участием Родченкова. Без этого «Оскар» не был бы таким образцовым и политически заточенным.