Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 октября 2023 г.
Телеведение

Камера, мотор!

19 октября 2023
«Освобождённая камера»

 На рубеже XIX и XX веков канон юного кинематографа был строг – куда строже сегодняшнего. Фактически кино понимали как продолжение театра: в самостоятельности «выскочке» отказывали, а раньше только театральная сцена могла предложить динамическое развитие образа. Когда некоторое время спустя стали разбираться в деталях и проводить новые границы, линию различия между двумя искусствами обозначили в первую очередь по числу точек зрения. Строго говоря, в театре она одна, да ещё и неподвижная – из зрительного зала. Фильм же, даже не самый лучший, мог похвастать потенциально бесконечным числом этих самых точек – от первого лица, сверху, снизу и так далее; так ещё и закреплять в пространстве их было совсем не обязательно – камеру можно двигать!

 К этому невероятному (в своей банальности, скажет циник) открытию кинематограф шёл почти пятнадцать лет, а осознавал его ещё десять. Так как ранние фильмы являлись, по сути, заснятыми театральными постановками, у каждого кадра была не только устойчивая крупность – общий план, но и устоявшаяся точка зрения, делавшая кадр плоским, как олеография. Как ни странно, табу на движение камеры нарушили очень быстро, уже через пару лет после знаменитого показа Люмьеров: операторы-корреспонденты начали снимать видовые картины с поездов, пароходов и даже венецианских гондол. Да что там говорить, даже в нашей «Понизовой вольнице» некоторые кадры был сняты на воде! Но всё-таки в солидных постановках камера должна была быть столь же солидной, крепко стоя на своих троих, – зритель был консервативный и самосознания киноаппарата очень боялся, поэтому даже небольшое её движение можно было признать браком.

 Принято считать, что правила игры изменил итальянец Джованни Пастроне, в 1914 году снявший первый пеплум «Кабирия» (этот фильм вообще считается основой итальянского кино – например, именно оттуда в массовую культуру пришёл легендарный силач Мацист), и действительно патент на тележку-долли для первых проездов камеры принадлежит Пастроне. Но вот повернуть камеру догадались ещё в 1910-м, причём у нас, в России. Василий Гончаров тогда снимал драму «Коробейники» по Некрасову. Был в песенке пикантный момент, когда герой соблазняет девушку: «Знает только ночь глубокая, // Как поладили они. // Распрямись ты, рожь высокая, // Тайну свято сохрани!» Изящно и целомудренно, но как показать это на экране? Не надувные же колосья делать! Гончаров с оператором Сиверсеном придумали: смущённая нескромным зрелищем камера просто отворачивается от героев, и весь кадр занимает, собственно, «рожь высокая». Получается, первый же осмысленный опыт движения камеры у нас был обусловлен не техникой, но эстетикой!

 На фоне последовавших экспериментов с камерой особенно выделяются работы режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау и его оператора Карла Фройнда. В частности, великий шедевр немецкого кино «Последний человек» в двадцать четвёртом году произвёл настоящий фурор по обе стороны Атлантики – виной всему была «освобождённая камера». Мало того что теперь она свободно летала по павильону и покрывала десятки метров в считаные мгновения; отныне она обрела личность, стала отдельным персонажем фильма. Например, в одном эпизоде пьяный в стельку герой, разжалованный из солидного портье в служку из уборной, широко шагает по своей комнате. Средний режиссёр выдал бы нам театральную пантомиму общим планом: великий Эмиль Яннингс с такой задачей справился бы и без репетиций. Но Мурнау отвергает наследие прошлого и ставит на место актёра… оператора с камерой в руках. Так появилась субъективная камера, а театр, подобно немецкому «последнему человеку», из большого кабинета вдруг попал в павильонные ассистенты.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS