В следующем году в московском метро будут курсировать поезда нового поколения
Метро-2017
«Одна из главных проблем – это морально устаревший подвижной состав: некоторые вагоны ходят по 20, 30 и более лет. Поэтому мы в последние годы реализуем программу обновления подвижного состава», – заявил градоначальник. На сегодняшний день метрополитен более чем на треть укомплектован вагонами современных моделей, и эта работа продолжается. По словам Сергея Собянина, машиностроителям поручено создать поезд нового поколения, отвечающий мировым стандартам. «И со следующего года в московское метро будут поступать именно такие поезда: повышенной комфортности, повышенной вместимости и совершенно другой энергоёмкости. Энергоэффективность этих поездов будет на 40 процентов выше предыдущих», – пообещал мэр.
Его заместитель, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов уточнил, что вагоны 765-й серии в голубых и фиолетовых тонах начнут обслуживать Таганско-Краснопресненскую линию метро с февраля 2017 года. Их производит «Трансмашхолдинг» – одна из крупнейших машиностроительных компаний России.
Новые поезда, не имеющие аналогов в мире, будут легче своих предшественников на 22 тонны, что снизит нагрузку на железнодорожные пути. Сквозной проход между вагонами и широкие дверные проёмы, шумоизоляция и климат-контроль, улучшенный каркас поручней и откидные сидения, комфортное освещение и места для пассажиров в инвалидных колясках, информационная мультимедийная система и современный дизайн – вот десять отличий «поездов будущего» от голубых вагонов типа «Ёж» образца 1970 года.
«Ёжик» «Оке» не товарищ
Программа обновления подвижного состава реализуется в столичном метрополитене с 2010 года. За это время закуплено почти 1600 вагонов 760-й серии «Ока», что составляет 37 процентов всех эксплуатируемых поездов. Серые вагоны перевозят пассажиров на восьми из двенадцати линий подземки: Арбатско-Покровской и Филёвской, Таганско-Краснопресненской и Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской и Люблинской, Калининской и Кольцевой. До самой загруженной «фиолетовой» ветки эти составы «докатились» совсем недавно, в декабре 2015-го: пока там курсирует пять новых поездов по восемь вагонов каждый, а до конца года парк электродепо «Выхино» пополнится ещё 19 составами.
От устаревших «ежей» вагоны «Ока» отличают плавный ход, низкий уровень шума и бо′льшая вместимость. Всё это наряду с системами кондиционирования, вентиляции, дезинфекции воздуха и отопления салона служит для удобства и комфорта пассажиров. К слову, во внутренней отделке составов 760-й серии использованы современные материалы – экологически чистые, с антивандальным покрытием.
Неравнодушные граждане придумывают названия поездам, которые через год появятся на Таганско-Краснопресненской ветке.
Большинство участников опроса предлагают посвятить поезд 765-й серии городу и его жителям: «Москва» или «Москвич», «Мегаполис» или «Столичный», а вагоны украсить фотографиями местных достопримечательностей.
У многих пользователей портала новые бесшумные поезда со сквозным проходом ассоциируются со скоростью – отсюда такие наименования, как «Стрела», «Ветер», «Молния», «Метеор», «Торопыжка» и «Пуля». Другим «поезд будущего» напоминает реку: «Волга», «Байкал», «Енисей», «Лена», «Клязьма», «Иртыш», «Сетунь». По мнению ряда москвичей, стремительный состав похож на птицу, поэтому не обошлось без «крылатых» вариантов: «Стриж», «Ласточка», «Синичка», «Снегирь», «Лебедь», «Ястреб», «Буревестник». А любители животных, которых среди пассажиров подземки тоже оказалось немало, увидели в силуэте нового поезда «Белку», «Крота», «Рысь», «Мангуста» и даже «Снежного барса».
«Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», «Илья Муромец» и «Юрий Гагарин», «Пушкин» и «Дарвин» – множество горожан предложили назвать вагоны именами известных деятелей истории и культуры. Среди необычных и забавных названий – «Сивка-Бурка», «Метролёт», «Час пик» и «МУЛ»: «Московский, удобный, любимый».
На всю жизнь
Если в 2010–2013 годах Московский метрополитен приобретал транспорт по традиционной схеме поставок (в собственность, с последующим ремонтом своими силами), то с 2014-го впервые в России здесь введена новая система закупок – по контрактам жизненного цикла (КЖЦ): производитель обязан не только поставлять, но и обслуживать вагоны на протяжении 30 лет.
Согласно КЖЦ, любая нештатная ситуация, связанная с неисправностью подвижного состава и нарушающая режим работы подземки, влечёт за собой штраф в 450 тысяч рублей. Такие санкции стимулируют производителя повышать качество своей продукции. Немаловажно, что при ремонте вагонов поставщик использует оригинальные, «родные» запчасти, что тоже способствует безопасности движения поездов.
Двухлетняя практика показала, что после перехода на контракты жизненного цикла в вагонах, эксплуатируемых, к примеру, на Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиях, зафиксировано вдвое меньше недоработок. А серьёзных поломок, которые бы нарушили график движения поездов, за прошлый год на этих ветках не случилось ни разу.