«Барбаросса» по-японски. Почему провалился план «Кантокуэн». – М.: «Вече», 2020. – 432 с.: ил. – 600 экз.
В книге историка-востоковеда на документальной основе показана политика милитаристской Японии в отношении Советского Союза накануне и в годы Второй мировой войны. Вскрываются причины провала так называемой стратегии «спелой хурмы», предусматривавшей нападение на нашу страну в случае её поражения в войне против гитлеровской Германии, и опровергается фальсифицированная версия о якобы «честном выполнении Японией японо-советского пакта о нейтралитете 1941 года».
Книга выпущена к 75-летию победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Издание осуществлено при участии Российского военно-исторического общества и Российской ассоциации историков Второй мировой войны.
Вот что рассказывает о попытках пересмотреть оценки милитаристского прошлого Японии, «избавиться от мазохизма в истории», создав такую картину, «которой можно было бы гордиться», автор книги Анатолий Кошкин:
2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» была оформлена капитуляция Японии
«Идеологическое кредо применительно к истории было сформулировано в 80-е годы прошлого столетия тогдашним премьер-министром Накасонэ Ясухиро. Уже тогда в школьных учебниках война Японии против китайского народа стала именоваться не агрессией, а «военным вступлением в Китай». Массовые же убийства мирных жителей представлялись результатом… «сопротивления китайских войск». В новых учебниках по существу утверждалось, что Япония оккупировала государства с «цивилизаторской» целью, что часть населения азиатских стран якобы даже приветствовала японскую политику колонизации. А ведь только в одном Нанкине за несколько дней, по китайским данным, было зверски уничтожено до 300 тыс. мирных жителей – женщин, детей и стариков.
Из учебника новое поколение японцев не узнает о подготовке командованием японской армии широкомасштабной бактериологической и химической войны, о чудовищных экспериментах на живых людях, которых заражали смертоносными вирусами и бактериями, принуждении молодых женщин из захваченных стран «обслуживать» японских вояк в солдатских борделях.
В учебнике ничего не говорится и о спровоцированных японской армией крупных вооружённых конфликтах на озере Хасан (1938 г.) и в районе монгольской реки Халхин-Гол (1939 г.).
Главным же сюжетом при освещении истории японо-советских отношений являются обвинения Советского Союза в нарушении заключённого 13 апреля 1941 г. пакта о нейтралитете с Японией. При этом утверждается, что сама Япония якобы честно и добросовестно выполняла положения этого пакта. Вступление же СССР в августе 1945 г. в войну против Японии по настоятельным просьбам руководителей союзных государств – США и Великобритании – представляется не иначе как нарушение международного права, «агрессия Сталина».
Спустя десятилетия правые силы Японии начали требовать теперь уже от России чуть ли не покаяния за военную помощь США, Великобритании и Китаю в разгроме сеявшей смерть и разрушения милитаристской Японии. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать передовую статью одной из центральных газет Японии «Санкэй симбун» от 8 августа 2010 г. «9 августа исполняется 65 лет с момента неожиданного нападения в 1945 г. советской армии на Японию в нарушение японо-советского пакта о нейтралитете. Через 19 дней началась незаконная оккупация Советским Союзом северных территорий...»
Подобные статьи можно найти в японских СМИ и в наши дни. Даже тогда, когда нынешний премьерминистр Японии Синдзо Абэ делает перед Москвой политические реверансы.
Книга построена на японских источниках, архивных документах, стенограммах совещаний координационного совета японской военной ставки, а также императорских совещаний. Ознакомление с ней позволит читателю проследить усилия Советского Союза и современной России, направленные на окончательную нормализацию отношений с нашей дальневосточной соседкой – Японией, устранение оставшихся в результате войны претензий и элементов недоверия друг к другу.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Кошкин Анатолий Аркадьевич, доктор исторических наук, профессор Института стран Востока, приглашённый профессор Осакского университета экономики и права (Япония), эксперт РАН, член исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны, эксперт РВИО. Окончил Военный институт иностранных языков, адъюнктуру Института военной истории. Экспертная специализация – история Второй мировой войны, история Японии, российско-японские отношения. Автор десяти научных монографий, в том числе: «Крах стратегии «спелой хурмы»» (1989), «Японский фронт маршала Сталина. Тень Цусимы длиной в век» (2004), «Россия и Япония: Узлы противоречий» (2010), «Курильский пингпонг. 100 лет борьбы за острова» (2018), «Японский козырь Сталина» (2019).
ПОДРОБНОСТИ
Из речи государственного обвинителя – государственного советника юстиции 3го класса Л.Н. Смирнова на хабаровском процессе над группой японских преступников: «Суду представлены доказательства того, что на протяжении всех лет, в течение которых существовала тюрьма отряда №731, в неё доставлялись обрекаемые на смерть русские женщины и китаянки, схваченные японскими военными миссиями и жандармерией. По показаниям подсудимого Кавасима… только в отряде №731 ежегодно истреблялось до 600 человек, а с 1940 года по день капитуляции японской армии было лишено жизни не менее 3000 человек».