Триста пятьдесят тысяч посетителей, более 10 миллионов зрителей онлайн-трансляций, 350 мероприятий, разбитых по разным тематическим площадкам, с участием 1300 спикеров и делегаций из 62 регионов страны – таковы впечатляющие статистические итоги «Российской креативной недели», завершившейся в московском Парке Горького 10 июля.
«Российская креативная неделя» – относительная новая деловая и дискуссионная площадка для поиска решений, точек роста, межотраслевых партнёрств и открытого диалога с властью для проектирования путей в ситуации санкций и экономического кризиса. Национальная идентичность, культурные коды, переосмысление традиций, новый язык, инструменты и практики, новая механика взаимодействия внутри рынка и с внешними партнёрами стали ключевыми темами большей части обсуждений на этом форуме. Современная архитектура, стрит-арт, музыка, кино, издательское дело, мода – в каждой из креативных индустрий находит отражение культурный код страны, национальные идеи и ценности. И в каждой из отраслей создаются действующие проекты и программы по масштабированию этого процесса.
Один из экспонатов выставочного пространства
Серьёзная работа на «Российской креативной неделе» шла по тематическим секторам. Например, на площадке «Издательское дело и журналистика» эксперты сформулировали перечень мер поддержки, необходимых книжной отрасли. Среди них – сохранение цен на книги, отмена НДС, помощь с оборотными средствами путём льготного кредитования, повышение лимитов по отношению к малому и среднему бизнесу. Ещё одна важнейшая задача – сохранение рабочих мест, ведь в отрасли занято порядка 65 тысяч специалистов. Среди мер поддержки книжники называют отмену социальных налогов, а также введение 7-процентного НДФЛ.
Живопись – одна из многочисленных креативных индустрий
Во время обсуждения темы «Образование в креативных индустриях» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков поддержал идею стажировки студентов технических вузов в творческих учебных заведениях для повышения креативности. Настоящим вызовом для сферы образования сейчас является большой запрос от креативных индустрий на кадры, которые будут обладать как знаниями в одной или нескольких творческих отраслях, так и предпринимательскими навыками. Свои обновлённые программы с учётом запроса от бизнеса презентовали колледжи и школы – теперь им предстоит пройти проверку на практике. Первые программы начнут работать в тестовом режиме уже в сентябре.
Дискуссия в рамках деловой программы форума
Креативные индустрии в новой экономической реальности – важнейший ресурс для восстановления экономики и создания флагманских национальных продуктов нового типа. Основы ключевых решений для представителей самых разных сфер, связанных с творческими индустриями, вырабатывались на сессиях деловой программы форума. Так, на пленарном заседании «Новое время – новые правила креативного сектора» представители креативных индустрий и власти обсудили гарантии от государства для перспективных направлений, импортозамещение и точки роста и пришли к выводу, что наступило время самых широких возможностей для всех креативных индустрий. Первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко сообщил, что на высшем уровне уже идут переговоры о создании межведомственной структуры – проектного офиса для координации работы всех креативных индустрий, но ключевые предложения должны поступить именно от представителей творческих отраслей в итоговой резолюции «Российской креативной недели».
– Возможность развития креативных индустрий строится на нескольких вещах. Она требует вызова, который у нас есть, – подчеркнул Сергей Владиленович. – Она требует базовой системы подготовки и образования, и российская система образования, науки такую опору даёт. Она требует фундаментальной культурной основы – мало стран в мире, которые имеют такую историю культуры. И она требует творческо-предпринимательской активности и воли. И с этим у нас тоже всё хорошо. Вся эта совокупность у нас сегодня есть. Поэтому вызов огромный, это правда, но и возможности невероятные. Россия сегодня – по-настоящему страна возможностей.
Сергей Кириенко на пленарном заседании
«Новое время – новые правила креативного сектора»
На выездном заседании комиссии Госсовета по направлению «Культура» были выявлены ключевые точки роста и устойчивости креативного предпринимательства в регионах и необходимость создания межведомственного проектного офиса, который бы обеспечил коммуникацию между всеми креативными индустриями. Ведь в настоящее время креативные индустрии относятся к разным ведомствам, среди которых Минкультуры, Минпромторг, Минэкономики и другие. Итогом заседания отраслевых гильдий стало решение о том, что в сентябре в Госдуме заработает специальный проектный офис, объединяющий разные комитеты для продвижения законодательных инициатив в сфере креативных индустрий.
В нынешнем году заметно возросло количество участников форума из регионов. На площадках «Российской креативной недели» свои кейсы и программы представили Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ленинградская, Ульяновская, Мурманская, Калининградская, Новгородская области и многие другие. Дебютным стало участие Казахстана, делегация которого представила гостям и другим участникам свой потенциал развития креативных индустрий.
Впервые в выставочном пространстве появилась российская региональная площадка – павильон Красноярского края, где презентовали достижения местных креативных индустрий и перспективы их развития.
– Креатив – это не только искусство, но и промышленное и научно-техническое творчество, – заявил губернатор Красноярского края Александр Усс. – Поэтому нам необходимо в первую очередь думать о креативе, а не о нефти и газе, поскольку скоро они перестанут строить мир. Красноярский край – мощнейший индустриальный и промышленный регион, но в то же время в нём есть 11 тысяч предприятий в креативном секторе экономики с объёмом продукции на 64 млрд рублей. Рискну утверждать, что реальное материальное производство – это благодатная почва для креатива…
Подводя итоги форума, организаторами которого стали АНО «Креативная экономика», Российский книжный союз и Роскультцентр при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, его директор Марина Абрамова прибегла к яркому образному сравнению. По её словам, «Российская креативная неделя» – своеобразный креативный коллайдер и возможность для представителей индустрий раз в год творчески столкнуться и создать новую энергию для развития индустрий, для себя, своих семей и страны в целом. «В этом году в столицу приехали делегации из 62 субъектов Российской Федерации во главе с губернаторами. У каждой команды есть определённый запрос под конкретные проекты и планы развития креативных индустрий. Наметившиеся стратегии мы продолжим создавать с правительствами и креаторами на региональных форумах».
Сергей Колпакчи