Система самоуправления в глубинке нуждается в реформе
Вместо потёмкинских муниципальных образований нужно создать экономически самодостаточные территориальные единицы, что стало бы важным шагом на пути становления гражданского общества, о котором неустанно твердят депутаты, политики, представители исполнительной власти.
Пятое колесо?
В дореволюционной России было два вида самоуправления: городское и земское. После реформ Александра II возникли элементы гражданского общества не только в просвещённых социальных слоях. Среди крестьянства также уважались люди с активной общественной позицией. Питательная среда их появления – земство, его представительные и исполнительные структуры. Земские органы отнюдь не были пятым колесом в телеге российского управления, как отзывался о них Ленин.
К примеру, в 100-тысячном по числу жителей Керенском уезде Пензенской губернии бюджет земства на 1914 год составлял 229 тысяч рублей – немало по тем временам! Бюджет формировался главным образом за счёт сборов с недвижимости и налогов с прибыли. Земство содержало 41 начальную школу, 3 больницы, 12 фельдшерских пунктов, 19 библиотек, 3 лечебницы, ветеринарную службу. Уездная земская касса мелкого кредита выделяла крепким крестьянам средства на покупку сельхозтехники, мероприятия по сбыту продукции. Земские органы участвовали в благоустройстве дорог.
Любопытна структура земства. Уезд делился на четыре земских участка, их возглавляли земские начальники. Раз в год собиралось уездное земское собрание, избиравшее управу и утверждавшее в должности начальников. Собрание решало актуальные вопросы жизни населения, отнесённые к ведению земства. Это было реальное самоуправление, без параллелизма и дублирования функций.
Впрочем, не стоит отбрасывать и советский опыт, хотя он был чересчур идеологизированным.
Назначенцы «Кузьмича»
Ныне же местное самоуправление существует в основном на бумаге. И народ чувствует искусственность того, что именуется самоуправлением граждан. Заправляют чиновники как в госструктурах, так и в муниципальных. Вот картинка из родной Пензенской области.
Главы администраций муниципальных районов назначаются местными представительными органами – районными собраниями представителей – по представлению губернатора. В народе так воспринимают процесс: «Кузьмич поставил… Петрова. Его человек… знать!» А «Кузьмич» – это покойный ныне Василий Кузьмич Бочкарёв. После него ничего не поменялось, система-то старая.
Сама структура местного самоуправления не очень продумана. Есть два вида муниципальных образований: район и поселение. Оба муниципалитета как бы самостоятельны, независимы, но только «как бы». В реальности главами муниципальных районов командует губернатор, а районные начальники – главами муниципальных поселений.
В реорганизации нуждаются не только муниципалитеты, но и их территориальная составляющая. На мой взгляд, муниципальные образования нужно сделать экономически самодостаточными, с реальным самоуправлением граждан.
Жизнь крестьян в Российской империи
на цветных фото Прокудина-Горского не кажется такой уж беспросветной |
Чиновники и эксперименты
Их управленцы боятся, ведь могут потерять власть, а с ней привилегии. Но корыстным интересам этой социальной корпорации общество должно противостоять. На кону – будущее страны. Почему бы в виде эксперимента не провести реформу самоуправления в отдельном регионе, например, в нашей Пензенской области? Тихий и в какой-то мере благополучный субъект РФ.
Что можно было бы попробовать? Провести административно-территориальное переустройство. Вместо 27 сельских районов образовать 12–14 уездов. В результате появятся территории, которые уже на первых порах наполовину смогут жить на свои средства. Почему?
Сократится штат муниципальных чиновников, уменьшится число различных социальных служб. Уже сейчас всё идёт в этом направлении, но ни шатко ни валко. Например, в восьмитысячном Вадинском районе больница стала филиалом более крупной – Нижне-Ломовской. Отделения полиции, Сбербанка, налоговой службы преобразованы в подразделения соответствующих учреждений соседних более крупных районов. А вот «совместное» функционирование находящихся рядышком районной и местной администраций у жителей Вадинска вызывает закономерные вопросы. К чему этот огород?
Ну и, конечно, чтобы самоуправление было успешным, надо увеличить долю налоговых отчислений в местные бюджеты. Со временем уезды могут превратиться в полностью самоокупаемые административные единицы. На следующем этапе, объединив два-три, а где-то четыре сельсовета, можно образовать волости. Суммы дотаций на них будут ощутимо меньше расходов на содержание сельсоветов по тем же обстоятельствам, что и на уезды в сравнении с районами.
Новой муниципальной территории потребуются органы управления, построенные по-новому. Картина видится такой. Глава администрации и представительный орган избираются населением. Волостные главы назначаются представительным органом уезда по представлению уездной администрации. Депутаты уездного представительного органа избираются в равных долях по одномандатным избирательным округам и от партий, прошедших в местный парламент.
Добавим к этому независимые в уезде СМИ и – увидим на местах набирающее силы гражданское общество социально активных, болеющих душой за малую родину жителей.
Валерий Капленков,
политолог, Пенза