Сотворение мира большого писателя не происходит в одночасье. Подобно великому творцу, он создаёт его постепенно, вдумчиво, наполняя новыми формами и смыслами. На это требуется время, на это нужна целая жизнь, жизнь, неразрывно связанная со словом. Недаром Иммануил Кант в «Критике чистого разума» писал, что время есть необходимое представление, которое лежит в основе всех созерцаний. И именно во времени возможна вся действительность явлений.
В нашем времени и в нашем городе К., где тесно переплетены между собой две культуры, проза Олега Борисовича Глушкина – это явление знаковое или даже, как писал Владимир Вернадский, огромное и планетное. Мир, созданный Олегом Борисовичем за шестьдесят пять лет творчества, подобен концерту-симфонии Дариюса Мийо, где изначальный хаос бытия несёт за собой великое начало всего сущего, где посредством относительно небольшого инструментария была воссоздана великая картина сотворения и итогом всего становится весеннее пробуждение. В основе этого пробуждения – и успокоение, и свет, и жизнь, которая есть конец и начало всего.
Олег Борисович Глушкин приехал в наш край в далёком 1960 году.
«Куда мне деться от тебя, Ганзейский город? Я так долго живу, что следы моих ног отпечатались на всех твоих улицах. Если бы я был деревом, мои корни проросли бы в твои подземелья…»
Так, Олег Борисович, уроженец города Великие Луки, выпускник Ленинградского кораблестроительного института, чувствует город, в который волей случая забросила его судьба, город, ставший неотъемлемой частью его прозы, его творческого пути.
«Вдали от берегов, в бессонные ночи тоски по этим берегам всё обретает иную реальность. И твой дом, пускай он и среди развалин, становится якорем, притягивающим душу…» И именно город, со всей его богатой историей, его прошлым и настоящим, стал не только якорем для большой души мастера, не только основным источником его вдохновения, он стал главным героем большинства его романов, рассказов, миниатюр и даже стихов! Я не могу сказать, что Олег Борисович не писал стихов! Просто так случилось, что в год его встречи с Сэмом Симкиным, одним из главных родоначальников Калининградской поэзии, они условились разделить между собой эти два литературных пути, и каждый из них неспешно и достойно его проходил, внося свой великий вклад в историю Калининградской литературы.
Сегодня мы рассмотрим значительный этап творчества писателя Олега Борисовича Глушкина, а именно его пятитомное собрание сочинений, которое вышло в свет в 2022 году в рамках Издательской программы Калининградской области и по инициативе председателя писательской организации Бориса Нухимовича Бартфельда. Это не полное собрание сочинений Олега Глушкина, но оно охватывает всю его творческую жизнь и является большим событием не только для автора, но и для всей калининградской (и российской) литературы.
Первый и второй тома собрания сочинений тесно связаны друг с другом. Они объединяют прошлое города с его настоящим, открывают для читателя дверь в самые потаённые глубины истории и делают его сопричастным происходящим событиям.
Первый том открывается романом «Парк живых и мёртвых». Здесь читатель окунается в мир современности, где главные герои пытаются спасти парк, на месте которого хотят построить новый бизнес-центр, и узнают из архивов, что на этом месте было чумное кладбище. Поиск приводит героев романа в Кёнигсберг XVIII века, где русский врач – основной герой повествования – борется с эпидемией чумы. Роль личности в истории, теория воскрешения отцов философа Николая Фёдорова, сохранения зелёного наряда города и другие проблемы тесно вплетены в ткань повествования.
В первый том также входят рассказы «Подземный Кёниг», действие которого происходит в подземном городе (здесь властвует крысиный король, а герой находит своего умершего друга и свою любовь), рассказы «Пути паромов» и «К. и Анна», где автор размышляет о проблемах творчества.
Во второй том вошли два романа Олега Глушкина – «Королевская гора» и «Анна из Кёнигсберга». Они тесно связаны с историей нашего края. В первом романе сюжет развивается на фоне жизни главного героя Вилора Аврутина и узнаваемых событий городской истории. Роман исследует психологический портрет главного героя, начиная с поры юношества, полной надежд, закачивая порой зрелости – предательством, крушением надежд и заключением в психиатрической больнице. Но главный герой сохраняет веру в свою мечту, в свой так и не востребованный талант.
Во втором романе сюжет развивается в мирные 60-е годы, но корни его лежат в трагических событиях конца войны на территории Восточной Пруссии, когда в посёлке Пальмникен 31 января 1945-го разразилась последняя трагедия холокоста – массовый расстрел еврейских женщин на берегу моря. Главная героиня – юная Анна, одна из немногих выживших в этой трагедии.
Оба этих романа привлекли внимание читающей аудитории и критики. В том числе две значимые критические статьи были написаны известными писателями и критиками – профессором «университета Вармии и Мазур» Кшиштофом Шатравским и доктором философских наук академиком РАЕН Валентином Никитиным.
Третий том собрания сочинений – роман «Саул и Давид», за который автор был удостоен премии «Признание». Это библейско-исторический роман, где тесно переплетены два сюжета – история царского сотника Маттафии и история противостояния царей Саула и Давида в контексте трагических событий первого полувека становления Израильского царства. Авторская интерпретация библейских текстов здесь настолько виртуозна и органична, что читатель буквально ощущает себя внутри происходящих событий, становится сопричастным им.
Четвёртый том собрания сочинений посвящён теме моря. Именно в этом мы находим исток творчества писателя Олега Глушкина: через его ранние грёзы, сложную работу докмейстера, возвращающего в работу усталые от борьбы корабли, а потом – закономерно – моряка. И писателя, ведущего дневники дальних промысловых рейсов и встреч, из которых позже и родятся рассказы, повести и романы.
Сюда вошли также две повести: «Пятый док», в которой проявляется внимание к человеку-труженику, как любовь к нему, так и неприятие чиновничьего бездушия, и повесть «На благо Российского флота», где главный герой, идя на плаху во имя будущего Родины, являет собой пример чести и достоинства. Также здесь представлены морские рассказы и миниатюры, в них сквозной нитью проходит чувство ностальгии по утраченному флоту, забытым традициям морского города, исторически значимого как порта промысловиков и покорителей суровой стихии.
Пятый и завершающий том включает в себя один из самых загадочных романов Олега Глушкина – «Призрачный остров», где автор в лаконичной ремарке излагает суть своего произведения: «Попытки уйти от этой жизни, создать рай для двоих на призрачном острове не могут осуществиться». По-лабораторному чистые условия гротесково-фантастического эксперимента ставят вечный для литературы вопрос (звучавший ещё в XVII веке в строках стихотворения Джона Донна): а может ли человек быть Островом и жить сам по себе и в себе, без связи с Материком социума и стремительно проносящейся жизнью с её многочисленными тяготами, испытаниями и заботами? Сможет ли человек скрыться от мира на необитаемом острове или в доме за большим забором, подобно Дж. Сэлинджеру, автору любимой повести Олега Глушкина «Над пропастью во ржи»?
Ксения Август,
Калининград
Олег Глушкин. Собр. соч. В 5 т.
– Калининград: Страж Балтики, 2022.