«Дурак ты, боцман, и шутки у тебя дурацкие!» Этот анекдот пришёл мне на память, когда в августе 1984 года выяснилось, что при проверке аппаратуры перед выступлением по национальному радио Рональд Рейган, не подозревая, что запись уже включена, вместо обычных «раз, два, три!..» произнёс: «Дорогие соотечественники, рад сообщить вам, что сегодня я подписал указ, навсегда ставящий Россию вне закона. Бомбардировка начнётся через пять минут».
Рейган сказанул это за день до закрытия летней Олимпиады в Лос-Анджелесе. Тремя месяцами позже он надеялся переизбраться главой Белого дома, в том числе за счёт громкой победы американцев в этих соревнованиях. Однако отказ от участия в них спортсменов СССР, ГДР, Польши, Болгарии, Кубы и Венгрии (в знак протеста против многочисленных нарушений Олимпийской хартии) превратил летние Игры-84 в заурядные состязания с заурядными результатами: всего 11 новых мировых рекордных достижений. (Предыдущая, московская, Олимпиада, несмотря на бойкот со стороны США и их союзников, ознаменовалась 36 рекордами.) Это дало мне повод на следующий день после закрытия лос-анджелесских Игр назвать их в популярнейшей телепрограмме Nightline посредственными (mediocre), причём ведущий передачи Тед Коппел не нашёл что возразить.
Злость ли на советское руководство, спутавшее Рейгану олимпийские карты, или что другое побудило его ляпнуть в прямом эфире про приказ испепелить нашу страну, нам знать не дано. Могу только сказать, что он и прежде чудил, причём, как говорится, на полном серьёзе. Например, парой лет раньше президент США заявил, что люди напрасно боятся случайного запуска американской ракеты с ядерной боеголовкой в сторону СССР: «Запущенную по ошибке ракету можно отозвать».
Так или иначе в августе 1984 года человечество прошиб холодный пот. Ещё бы, прими советское руководство «кладбищенский юмор» (так выходку Рейгана охарактеризовала английская «Гардиан») главы Белого дома за действительное объявление войны, мы с вами, скорее всего, сейчас не вспоминали бы тот инцидент. В Вашингтоне же со свойственным его правителям высокомерием заявили, что русские напрочь лишены чувства юмора.
А ведь нетрудно догадаться, как руководство самих США среагировало бы, позволь себе аналогичную «шутку» тогдашний советский лидер Черненко. Помощники Рейгана лишь позаботились о том, чтобы впредь он мог дурачиться вволю, не опасаясь последствий: аппаратуру для записи радиообращений Рейгана к нации оборудовали устройством для... глушения его высказываний при пробах голоса. Причём использовали звуковой сигнал на случай атомной тревоги.
Зато антисоветские анекдоты в своих публичных выступлениях Рейган травил на всю страну без удержу на протяжении всех восьми лет правления государством, вовсю используя многолетний опыт работы на радио и в Голливуде. Высмеивание советских лидеров и нашего образа жизни стало важным элементом поднятой им на небывалый уровень информационной войны с СССР. По его поручению Госдеп еженедельно поставлял в Белый дом свежие порции таких анекдотов. Один только Пол Гобл, возглавлявший отделение внешнеполитического ведомства США на Балканах, собрал 15 тысяч (!) подобных хохм.
Рейган «не видел, судя по всему, ничего противоречивого в том, чтобы начинать думать о каком-то выправлении отношений с Кремлём и в то же время продолжать публично выступать с неистовыми нападками на олицетворяемую этим же Кремлём «империю зла», – говорится в мемуарах Анатолия Фёдоровича Добрынина, работавшего послом СССР в США с 1962 по 1986 год. – В его уме это всё, видимо, органично уживалось. В Москве же такое поведение президента вызывало возмущение».
До поры до времени, добавлю уже от себя.
В 1987 году на пресс-конференции после переговоров с Горбачёвым в Вашингтоне президент США заявил, что советский лидер добродушно рассмеялся, услышав от Рейгана такой анекдот: «Двое идут по московской улице, и один из них спрашивает: «Мы уже прошли стадию социализма и достигли коммунизма?» Второй отвечает: «Нет ещё, для этого всё должно стать гораздо хуже».
Шуточку, развеселившую генсека ЦК КПСС, Рейган услышал от Якова Наумовича Похиса, подвизавшегося в Одессе в качестве, как нынче принято говорить, стендап-комика. В 1977 году он эмигрировал в США, где ему чуть не дали от ворот поворот: при оформлении въездных документов в ответ на вопрос о профессии Похис назвался организатором вечеринок, что перевели на английский как «партийный организатор» (party в английском означает и вечеринку, и партию). В результате его было приняли за функционера КПСС, а таким доступ в самую свободную в мире страну был закрыт.
В конце концов недоразумение благополучно для Похиса разрешилось, и в США он продолжил карьеру комика под псевдонимом Яков Смирнофф, развлекая публику шуточками вроде «В Америке вы всегда найдёте вечеринку. В России тебя всегда найдёт партия». В 80-е годы он также снялся в нескольких фильмах, в том числе на пару с Савелием Крамаровым в антисоветском «Москва на Гудзоне».
В 1987 году Похис/Смирнофф попал на приём, устроенный главным редактором газеты «Вашингтон таймс», махровым антисоветчиком Арно де Боршгравом в честь президента США.
Выходец из Одессы сразу же приглянулся массовику-затейнику из Белого дома. Понравился он и Нэнси Рейган. Яша стал завсегдатаем вечеринок в Белом доме, где он развлекал хозяев и их гостей хохмами вроде того, что на голове Горбачёва отпечаталась карта Польши.
А спичрайтер Рейгана Дейна Рорабакер нанял Похиса/Смирноффа в качестве консультанта, и тот превратился в ключевого поставщика информации о жизни в СССР для 40-го президента Соединённых Штатов.
Вашингтон – Москва