Аркадий Удальцов. И что сбылось… Как мы жили и выжили на переломе веков. В 2 т. М.: Вече, 2016. 3000 экз.
Древнерусский писатель Нестор, как известно, был летописцем и автором «Повести временных лет». Год за годом он описывал происходящие в ХI–ХII веках события в России. Автор книги «И что сбылось…» делает записи о текущих событиях в стране и мире в наше время каждый месяц – его, соответственно, можно назвать месяцеписцем. Шестнадцать лет – с 1999 до 2015 г. – он регулярно фиксирует всё то главное, определяющее, что составляет историю современности.
При этом не использовались никакие закрытые, служебные источники – только общедоступная информация, то, что читали, видели и слышали, то есть знали, все люди. Но Аркадий Удальцов – бывший главный редактор «Литературной газеты» – профессионально выделял наиболее значимое, отсеивая сиюминутное от вечного. Конечно, многое из пережитого забывается, вернее покрывается пеленой времени. Но, перелистывая очередные страницы, сразу же отчётливо вспоминаешь минувшее, более того, ощущаешь своё тогдашнее отношение к нему, а может быть, и свою принадлежность к происходившему, к той непростой противоречивой эпохе, в которую нам довелось жить. Символично, что она совпала с началом нового века, и даже нового тысячелетия, и что книга начинается с главы (2000 год), которая называется «Время Путина пошло».
Ежемесячные заметки писались ежемесячно не постфактум, а по факту происходящего – это своеобразные моментальные снимки, не подлежащие обновлению, редактированию, осовремениванию, приспособлению к тому времени, когда книга будет издана. Однако «И что сбылось…» не «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». В ней присутствуют эмоциональность современника, его симпатии и предпочтения, некоторые сугубо личные оценки. С ними вольно соглашаться и не соглашаться, но они не навязчивы и оставляют возможность уже не авторского, а собственного читательского видения событий.
Шестнадцать лет регулярных записей, 192 месяца, 192 заметки о том, как мы жили. Проделан большой уникальный труд, и ему соответствует объём издания, предпринятого издательством «Вече» – два полновесных тома, более тысячи страниц.
Владимир Бонч-Бруевич