Несколько лет назад моему сыну-студенту задали реферат: «Аристотель о формах государственного устройства». Сдать требовалось спешно, и он попросил меня помочь. Я действовала по-старинному: перечитала «Политику» и «Афинскую политию» и набрала на компьютере несколько страничек.
Через неделю спрашиваю: «Как там наш Аристотель?» – «Сказали, что выше всяких похвал, – ответил сын. – Штучная, говорят, ручная работа!»
Я после такой похвалы моего участия в реферате почувствовала себя ископаемой древностью, носителем утраченных умений – вроде изготовления домотканого холста. А теперь и подавно «нормальный» студент рефераты не пишет, а… скачивает. Есть какие-то программы проверки, но прогресс неодолим. Современным школярам даже «сдуть» вручную представляется делом обременительным. Это как стирка руками: можно, но зачем?
Сейчас меня совершенно не удивляет, что мои сотрудники (все с высшим образованием) не могут, прочитав две популярные статьи, составить из них выступление на какую-то тему. Люди не умеют работать с текстом, «распаковывать» его: понимать, как он устроен, из каких частей состоит, о чём речь в каждой части… Я уж не говорю: писать тексты – их и читать-то вдумчиво не умеют. Неслучайно в ЕГЭ по русскому есть экзерсис – чтение с пониманием, т.е. не как гоголевский Петрушка. Когда-то этому учили в начальных классах: разделите текст на части, озаглавьте каждую… Это уже почти утраченные умения.
Про орфографию и не вспоминаю. Тут только «достать чернил и плакать». Может, скоро вырастет поколение, не умеющее писать от руки. Немецкая учительница рассказывала, что в ФРГ в порядке эксперимента попробовали не учить первоклассников писать, а сразу сажали за клавиатуру. М-да, жестокие у немцев эксперименты… А вот народы с арабской письменностью по-прежнему культивируют каллиграфию, проводят конкурсы. Не потому ли, что умелая рука, способная к тонкой работе, вострит голову? А опора на гаджет – это отупение.
Таковы плоды дивного цифрового мира – удобного и комфортного, не требующего особого умственного усилия. Когда-то машины заменили мускульный труд, а теперь и мозгами шевелить не требуется. И с ними происходит ровно то, что и с мышцами, которые не тренируют: они атрофируются от неупотребления. Раньше, чтобы узнать, положим, формулу серной кислоты, нужно было понимать, что это относится к химии, что к неорганической химии и что речь о кислотах… Теперь набил в поисковике – и готовенькая формула на экране…
Информацию не надо добывать, она даётся даром. Отсюда вывод: в голове держать ничего не требуется. Всё есть в интернете. Педагогический портал «Мел» так и пишет: это, мол, в репрессивном совке заставляли зубрить наизусть, а теперь нечего загрязнять голову. Главное – уметь воспользоваться надлежащим гаджетом.
Пустая голова очень полезна современным хозяевам мира: в неё можно закачать что угодно. Современные манипулятивные технологии позволяют производить кастомизацию информации, т.е. скоро каждому будут присылать то, что наилучшим образом соответствует его миропониманию и легчайшим образом ведёт его в сторону, нужную манипулятору. Так действовала знаменитая «Кембридж Аналитика», приведшая к победе Трампа. Так что готовьтесь, дети: учиться скоро будет ещё веселее...
Только вот своих детей хозяева жизни, похоже, будут учить и уже учат по старинке: с текстом, по книжке, без гаджетов. Ведь в мире глобальной манипуляции кто-то должен стать манипулятором. А им с пустой головой не станешь.