Недавно я случайно попала на телеканал «Спас» и оказалась свидетельницей очень интересного для меня обсуждения деятелями церкви вопроса, каким способом церковным приходам обеспечивать свои материальные потребности, то есть откуда взять деньги. Действительно, прихожане должны понять, что каждой церкви необходимо платить и за электричество, и за поддержание в храме порядка, а также платить зарплату всем служащим, и надо на что-то жить и самому батюшке, и многое другое. Предлагалось ввести для граждан налог на церковь, то есть церковную десятину, как было в Российской империи, но ввиду нищего состояния народа решили не обременять его ещё одним налогом. Наша власть выделяет каждой религиозной конфессии из бюджета довольно большие суммы денег, но их, вероятно, хватает лишь на содержание «верхушки» церкви и её многочисленных чиновников, а в таких больших городах, как Москва, церкви поддерживают местные власти. Однако на всей остальной территории России многие священники бедствуют, поскольку народ в этих местах доведён до такой нищеты, что не имеет возможности поддерживать их.
Так и не решив этот вопрос, участники стали сетовать на то, что народ теперь воспринимает церковь как «бюро добрых услуг». В связи с этим упрёком народу я попыталась проанализировать как свидетель все известные мне события, которые могли ответить на кардинальный вопрос: для чего народу нужна церковь?
При этом необходимо подчеркнуть, что основной причиной возникновения любой религии является потребность людей верить в «чудо» и стремление застраховать себя от жизненной непредсказуемости, обрести чувство надёжности и защищённости, что достигается в их глазах исполнением системы ритуалов и обрядов, посвящённых избранному ими символу – «защитнику». В основе всякой религиозности лежит также боязнь смерти и полного своего исчезновения после кончины.
Если судить по народному фольклору, то русский народ никогда не был религиозным фанатиком и порой неуважительно относился к православным священникам. Во многих народных поговорках и сказках высмеиваются «попы» за свою корысть, угождение богатым «помещикам» и за другие человеческие пороки. Поскольку церковь содержало государство, то она и защищала его интересы, и одной из её задач с самого момента принятия православия на Руси князем Владимиром было помогать власти держать народ в повиновении.
Для народа России церковь в некотором смысле всегда заменяла теперешний загс, совершая обряды крещения, венчания при заключении брака и отпевания усопших. Также для всех прихожан церковь была как бы посредником между ними и Богом. Она проводила службы, принимала записочки с просьбой помянуть близких умерших или помолиться «за здравие» живых, диктовала правила жизни как бы от лица Бога – когда поститься, а когда устраивать большие церковные праздники. Поскольку у людей всегда существует потребность пожаловаться на свои беды и переложить на других решение своих проблем, то многие искали у священников утешения и совета, что привело к возникновению особого рода священников – «старцев». При этом надо отдать должное церкви, что она со временем стала выполнять гуманитарную миссию, создавая церковно-приходские школы и богадельни для проживания в них стариков и больных.
Сегодня церковь претендует на роль миссионера, который проповедует основы нравственности и духовности своим верующим, то есть русскому народу. Но следует принять во внимание, что у русского народа исстари существовали и свои нравственные нормы, гуманные и человечные, которые не были связаны ни с какой религией, а свойственны ему как национальный признак. Что же касается властных и интеллектуальных элит, то большинство этих людей никогда не считались с нравственными и христианскими заповедями, не считаются с ними и сегодня.
Что же касается понятия «духовность», то никто не знает, что же это такое. То ли духовностью называется потребность людей верить в какую-то высшую силу, которая создала весь окружающий мир вместе с человеком и может судить его и либо помочь, либо наказать на этом свете или в загробном мире, либо духовность – это потребность некоторых людей в творчестве и творческом восприятии жизни. Вряд ли кто-либо может конкретно объяснить данное состояние человека.
Экскурс в историю
Позволю себе остановиться на некоторых важных исторических событиях в жизни православной церкви и общества в СССР и роли в этих событиях отдельных властных фигур.
Так, в биографии Никиты Хрущёва, помещённой в интернете, сообщается, что он одобрял массовые репрессии и выступал инициатором закрытия церквей и гонения на церковнослужителей в 1935 году. Вообще-то личность Никиты Хрущёва нуждается в более детальном и объективном исследовании, хотя оно и затруднено тем обстоятельством, что большинство документов, в которых отражена его деятельность, было уничтожено после смерти Сталина по распоряжению самого Хрущёва. Однако известно, что в 1935 году Хрущёв, будучи первым секретарём Московской городской и областной парторганизации, лично контролировал ход арестов граждан и требовал, чтобы цифры были впечатляющими. С января 1938 года, когда он был назначен первым секретарём ЦК ВКП(б) Украины, по его санкциям были арестованы 36 тысяч человек, причём их судьбу по его повелению решала «тройка» при НКВД, в которую входил и он сам. Он писал Сталину, что Украина ежемесячно посылает списки 17–18 тысяч репрессированных, возмущаясь, что Москва утверждает из них не более 2–3 тысяч. Полагают, что Хрущёв отдал Крым Украине, чтобы откупиться за свои преступления.
Как известно, после смерти Иосифа Сталина 5 марта 1953 года, его преемником стал Георгий Маленков. Известно, что благодаря Маленкову и Берии 10 апреля 1939 года был арестован Ежов, который вместе со своим предшественником Ягодой проводил массовые аресты и необоснованные репрессии граждан в стране. Также известно, что Маленков придерживался либеральных идей, стремился урезать доходы верхушки страны и первым выступил перед партийным аппаратом с докладом о необходимости разоблачения культа личности. Однако Никита Хрущёв сфабриковал дело об «антипартийной группе Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова», которые в 1957 году попытались его сместить с должности первого секретаря ЦК КПСС, и, совершив государственный переворот, с 7 сентября 1953 года стал главой страны. Когда Хрущёв захватил власть, то он позаимствовал все идеи у оклеветанного им Маленкова и выступил на ХХ съезде КПСС с докладом о разоблачении культа личности Сталина, а также допустил некоторую либерализацию во внутренней политике в стране.
На мой взгляд, события, связанные с организацией массовых репрессий в стране сотрудниками НКВД, за которые винят исключительно одного Иосифа Сталина, нуждаются в тщательном исследовании и объективной оценке.
Собственно, сам Иосиф Сталин инициировал репрессии против своих политических противников в партии: Троцкого, Бухарина и других, желая их уничтожить. Но Сталин не мог знать всех последующих многочисленных репрессированных граждан и не мог поэтому составлять списки людей, которых потом репрессировали. Всю эту информацию ему давали сотрудники НКВД по своему усмотрению, именно они выбирали тех людей, которых хотели подвергнуть репрессиям или расстрелять. Вполне обоснованным является подозрение, что ими руководило не желание угодить Сталину, а намерение скомпрометировать «вождя» в исторической перспективе и на международной арене, а также вызвать возмущение народа. Для такого желания у международного сообщества, представлявшего интересы капитала разных стран, была серьёзная причина в связи с тем обстоятельством, что Иосиф Сталин начал снова создавать мощную великую империю в лице СССР, которая как бы стала преемницей той Российской империи, которую им удалось развалить в октябре 17-го года.
Что же касается так называемых шарашек, созданных Берией, куда собирали всех одарённых учёных и инженеров из среды репрессированных, то я с большой долей вероятности допускаю, что это было сделано с одной целью – спасти жизни этих людей и дать им возможность творчески работать на благо страны.
При анализе причин массовых репрессий в сталинское правление хорошо бы выяснить, какие лица были непосредственными инициаторами репрессий наших выдающихся учёных Николая Вавилова, Королёва, Туполева и многих других и что двигало этими людьми.
Весьма неубедительно звучат оправдания таких действий Никиты Хрущёва после захвата им власти, которые совершал он якобы по чисто личным причинам, как арест и расстрел без судебного разбирательства Берии 23 декабря 1953 года, если учесть, что Берия руководил реализацией ядерной программы СССР, созданием ядерного оружия и ракетной техники и в его уничтожении были заинтересованы властные силы вне СССР.
Также неубедительны объяснения, приводимые некоторыми лицами, почему Никита Хрущёв избавился от выдающихся наших военачальников Георгия Жукова, возглавлявшего армию, и Николая Кузнецова, создавшего военно-морской флот и руководившего им, с именами которых связана наша победа в Великой Отечественной войне и которые и после войны могли обеспечить боеготовность нашей армии и флота, то есть опять-таки были неугодны определённым силам вне СССР.
Что касается экономических процессов в стране при Хрущёве, то из исторических источников выясняется, что до Хрущёва экономическое развитие СССР опиралось в основном на научные подходы, что позволило всего лишь за одну пятилетку восстановить разрушенное войной хозяйство страны, но с приходом к власти Никиты Хрущёва экономическое развитие СССР было приостановлено минимум на десять лет – с января 1955 года, когда состоялось первое отстранение Маленкова от власти и тем самым были прерваны осторожные реформы, и вплоть до вынужденной отставки Хрущёва в октябре 1964 года с обвинением его в экономической и политической самодеятельности, в волюнтаризме, авантюризме и «малограмотности».
При этом необходимо понять, что действия Хрущева, который, с одной стороны, дал крестьянам паспорта, с другой – разорил их своими преступными налогами, вынудившими молодёжь бежать из деревни в города, положили начало уничтожению русской деревни, которая всегда была оплотом российской государственности.
Можно только предполагать, какие силы привели Никиту Хрущёва к власти и какую ставку они на него делали.
Если суммировать все преступления, совершённые уже на нашей памяти властями США во время вьетнамской войны, при ядерной бомбёжке мирных городов Японии, бомбёжек Югославии, развала Ирака и Ливии, а также преступления ельцинских реформаторов, сознательно погубивших своими бесчеловечными реформами миллионы поверивших им простых людей в России, и сравнить всё это со сталинскими репрессиями, то деяния «защитников прав человека» не уступают по своему масштабу и жестокости всему содеянному в сталинское правление.
При этом необходимо подчеркнуть, что все значимые исторические события, происходившие при Хрущёве, такие как запуск первого искусственного спутника Земли, полёт первого человека – Юрия Гагарина в космос, достижения в области ядерного вооружения и многое другое, были подготовлены ещё при жизни Иосифа Сталина и ни в коей мере не были заслугой Никиты Хрущёва.
Вполне оправданно предположение, что уже при жизни Иосифа Сталина в его окружении и в рядах НКВД находились лица, связанные с ЦРУ, которые стремились дискредитировать «вождя». С этой целью они достаточно успешно использовали его дочь Светлану Аллилуеву, которая под их влиянием написала порочащую Сталина книгу, изданную в США. Также есть основания полагать, что именно ЦРУ «пасло» Светлану и организовало её бегство в американское посольство во время её пребывания в Индии.
Люди, связанные с ЦРУ, по-видимому, оказывали влияние на жизнь СССР и при последующих генсеках. Так, например, трудно объяснить неожиданную гибель Юрия Гагарина, Машерова и Сергея Королёва только лишь подковёрной борьбой за власть внутри ЦК КПСС. Скорее всего, само «диссидентское» движение в значительной степени было спровоцировано лицами, связанными с ЦРУ, о чём его участники, конечно, не подозревали.
Также несомненно, как показали последующие события, что главной целью ельцинского переворота, который привёл к развалу СССР, было желание США избавиться от своего главного соперника в лице великой ядерной державы СССР. Это стало возможно осуществить из-за полной деградации правящей партии в СССР – партии КПСС. Уже при Иосифе Сталине и особенно при последующих генсеках в её ряды влилось огромное количество новых членов, привлечённых только материальными благами и карьерными возможностями, которые это членство обеспечивало, но не разделявших коммунистическую идеологию и далёких от патриотических взглядов. Эти люди находились на многих руководящих постах в стране, и именно они стремились развалить СССР, чтобы получить возможность разбогатеть. Таким образом, международным силам в лице их лидера – властей США наконец-то удалось осуществить своё давнишнее желание развалить и уничтожить СССР, который стал представлять в мире возродившуюся Россию, пришедшую на смену уничтоженной ими Российской империи. Как уже упоминалось, свою борьбу против СССР они начали ещё со времени его создания и не прекращали во всей последующей истории его существования. Для развала СССР они впервые применили приём создания в стране с помощью пропаганды и своих агентов массового оппозиционного движения, который они стали использовать и в дальнейшем для смены неугодных им режимов в других странах.
Религиозные мотивы
Что же касается положения церкви при Иосифе Сталине, то по крайней мере во время Великой Отечественной войны в 1943–1944 годах церкви функционировали. Мама водила меня, восьмилетнего ребёнка, с собой на могилу одной из моих младших сестёр, умершей в 1940 году, на кладбище около Рижского вокзала Москвы, оно называлось Крестовским, а при нём, естественно, была и церковь. Мама зашла в действующую церковь, чтобы помолиться об умершей дочери. Двери церкви были широко открыты, и на небольшой полянке перед ними стояло несколько «столов», на которых помещались гробы с умершими. Батюшка ходил вокруг гробов, кадил и отпевал этих несчастных.
Впоследствии мне пришлось узнать на своём опыте о положении православной церкви при Андропове. Одна из моих младших сестёр уговорила меня креститься в православие. Так вот, крестили меня при Андропове тайком в небольшой церквушке опять-таки у Рижского вокзала и из осторожности не сделали никакой записи об этом акте.
Моя дочь, когда тяжело заболела неизлечимой болезнью, обратила все свои надежды на Бога и крестилась в православие, но уже значительно позже андроповского правления. Однако её надежды на Бога не оправдались, и в последний год своей недолгой жизни она о Боге больше не вспоминала.
Несомненно, можно только приветствовать гуманитарную деятельность православной церкви и других религиозных конфессий в РФ, но нельзя допустить, чтобы религиозность стала определяющей идеологической основой жизни нашего общества.
Эмилия Болтянская
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции