Этой недавно вышедшей на экран англо-американской лентой восхищаются многие. Поклонники и особенно поклонницы современных костюмных сказок о феях и золушках, которым, чтобы победить, приходится быть изобретательнее всех самых злых волшебниц. Фанаты первой картины цикла по мотивам романа Доди Смит «Сто один далматинец» предрекают франшизе (так киноманы называют новые ленты со старыми героями) огромный успех, а Эмме Стоун, получившей «Оскар» за роль милой простушки в «Ла-Ла Ленд» и не получившей ничего за отлично сыгранную роль циничной интриганки в «Фаворитке», – множество самых высоких наград. Действительно, она восхитительна, как многочисленные наряды её героини.
Да, особенно дамы в восторге от этой жестокой феминистской сказки, в которой мужчины едва ли играют большую роль, чем традиционные для этого цикла псы-далматинцы (а здесь в действие вторглись ещё и вёрткие маленькие дворняжки). Картину снял режиссёр Крэйг Гиллеспи, которого многие знают по ленте «Тони против всех», где, кстати, ради успеха героиня идёт на всё. И есть тоже очень злая мамаша. Среди сценаристов есть авторы фильмов «101 далматинец», «Дьявол носит Prada» и «Фаворитка» – генезис «Круэллы» понятен.
Что же происходит в этой изумительно красивой и жестокой сказке? В ней совсем нет того, без чего раньше не обходились, – а именно любви. Нет, кое-какая есть, но, так сказать, запоздалая, героиня Эстелла (потом она становится Круэллой) любит свою приёмную мать. Но полюбила она её после смерти, и любовь эта замешана на чувстве вины – девочка не слушалась маму, плохо себя вела, всюду лезла, что явилось, как она думала, причиной гибели мамы. Потом оказалось, что есть настоящая мать (отец Эстеллы появляется в кадре всего на секунду, о нём Эстелла и не вспоминает). Именно она при помощи страшных далматинцев расправилась с невинной доброй приёмной матерью, когда та пришла просить помощи. Так что любви здесь чуть, а вот злобы и ненависти... На них всё и построено, гонят действие жажда успеха, на пути к которому не должно быть преград, и месть, которая не знает снисхождения.
Всё кружится вокруг самого главного, важного и прекрасного, что есть в жизни, – моды. Героиня к ней приходит не сразу. Девочкой, став сиротой, она начинает с того, что в компании двух юных карманников ловко обчищает горожан. Разумеется, в контексте британской традиции, начиная с Дэвида Копперфильда, в этом нет ничего дурного, так как герои грабят лихо и не попадаются.
Так проходят годы, Эстелла подрастает, обнаруживает в себе дар художницы и страстно хочет попасть в чарующий мир шикарных платьев, дефиле, подиумов. Она пытается внедриться в лучший Дом моды Лондона, которым владеет великий модельер и жестокая самодурша Баронесса (оскароносная Эмма Томпсон весьма убедительна в роли сволочной хозяйки Дома), Эстелле это удаётся, она становится одной из ведущих художниц, придумывающих лучшие модели. Более того, благодаря ловкости, хитрости и криминальным талантам друзей ей удаётся стать ближайшей помощницей Баронессы. И тотчас возникает естественное для той среды желание стать главой Дома. К друзьям детства, когда-то приютившим и вскормившим её, Эстелла охладевает, но потом, сжалившись, пользуется ими как инструментом для достижения своих целей (мужчины, повторяю, в фильме не в чести). Тут-то и поспевает сногсшибательная информация о том, что Эстелла... дочь Баронессы (вот, оказывается, откуда у неё художнический дар). Родив Эстеллу, мать, ненавидящая всё, что может отвлекать её от бизнеса, распорядилась избавиться от дочери, но добрый дворецкий (Марк Стронг) не убивает девочку, а отдаёт на воспитание доброй служанке, ставшей её приемной матерью. То есть у Эстеллы (звезды в переводе) появился серьёзный повод превратиться в злобную Круэллу (в переводе – жестокая) и поэтапно расправиться с родной матерью, в итоге посадив её в тюрьму и завладев Домом моды.
Если путь не останавливающейся ни перед чем Розамунды из близкой по духу «Аферистки» был всё-таки сомнительным воплощением американской мечты, то восхождение Эстеллы в этой диснеевской сказке – несомненный пример для подражания. Жить, как знают взрослые зрители и непременно узнают дети, очень страшно, а победить в этом жестоком мире можно, если ты самая стойкая, жестокая и идёшь к цели, не останавливаясь ни перед чем. Даже перед убийством. Семья, родители, дети, дружба, благодарность? Какая ерунда.
Безусловно, прекрасна и убедительна актриса Эмма Стоун, удивительно широка палитра её дарования, при умелом гриме играть она может всё. Единственное, что у специалистов по произведениям, где чувствуется дыхание Люцифера, вызвало неудовлетворённость: Круэлла вызывает восхищение, но в неё нельзя влюбиться, сценарий не даёт на это никаких шансов, и потому развитие характера останавливается, действие с какого-то момента, несмотря на внешнюю агрессивность, топчется на месте. Однако триумфально завершается победой зла над злом.
Сказка ложь, да в ней намёк. какой, на что? Где здесь ценности цивилизованного мира? Религиозные, демократические, либеральные, да хоть какие-нибудь? В сказках обычно проявляется подсознательное, архетипическое. Здесь это что-то – допотопное, языческое: всё позволено, что хочу, то и ворочу. Откровенно манифестируется отрицание всех христианских ценностей. И неудивительно, ведь фамилия героини ДеВиль, что в переводе с английского значит дьявол, удивительно, что лента маркирована 12+.
Александр Кондрашов