Недавно правление Союза писателей Молдовы (СПМ) разослало местным литераторам письмо с призывом собраться у российского посольства в Кишинёве и громко выразить протест против, как сказано в письме, «вторжения России в Украину» и потребовать немедленного вывода оттуда российских войск.
Честно говоря, только на первый взгляд всё это смешно, а на деле мне захотелось разразиться трёхэтажным зэковским матом, который я не забыл с той поры, когда сидел в советском лагере за якобы поддержку украинских националистов. И научился на зоне, наряду с прочим, умению в полной мере отличать белое от чёрного. И я вижу в этом письме-призыве СПМ лишь знак политического прислужничества нашего писательского штаба перед властями. Например, хочется спросить, почему СПМ не призвал нас, писателей, к протесту у президентского дворца против нападок властей на свободу прессы и слова, т.е. на право публичного выявления своего мнения?
Очень многие недовольны, что за последние месяцы в республике заблокированы пять или шесть российских телеканалов, с помощью которых мы могли получать альтернативную информацию о положении дел у соседей и в мире. Была сильно ограничена даже корректная общественная критика в Facebook. И вот уже верх административной глупости: парламент породил, а президент Майя Санду благословила закон, запрещающий молдавским гражданам носить георгиевскую ленту Победы. Это просто издевательство над правами человека и прямое вмешательство в нашу личную жизнь: кому какое дело, во что я одеваюсь и какие украшения цепляю себе на грудь?! Кстати, сумма установленного штрафа за это «нарушение» непосильна для любого из нас – до девяти тысяч леев! Такими астрономическими штрафами даже за иные уголовные преступления не наказывали.
Вот против всего этого и надо бы поднимать писателей на протест, господа литературные генералы! А также против стремительного обнищания народа из-за бездарной социально-экономической политики PASовского руководства страны. Вместо того чтобы искать пути спасения от экономического краха и не обострять отношения с Россией, оно бросило камень в российский огород, по сути, запретив в Молдавии имя едва ли не самого почитаемого россиянами православного святого, весьма уважаемого и в Молдавии. Такую политику иначе как тупой не назовёшь.
В принципе у коллективного Запада к Молдове никаких претензий быть не может, исходя из её нейтрального статуса и непричастности к давно назревавшему российско-украинскому конфликту, спровоцированному, кстати сказать, киевским бандеровским режимом. Тем не менее молдаване проявили по отношению к бедствующей Украине, её гражданам искреннее добрососедство, приняв у себя десятки тысяч беженцев и получив за это одобрение нормальных людей и даже международных организаций. Но даже прежде писателей наши правители перестарались как в пренебрежении к России, так и в низкопоклонстве перед Западом, лизнув своих хозяев ниже пояса.
Борис Мариан,
бывший политзаключённый, писатель, поэт,
Кишинёв