Канатных дорог в стране много. В горах – это транспортные артерии, поднимающие рабочих горнодобывающих предприятий и горнолыжников. В городах – в основном развлечение для горожан и туристов. Хотя… В Нижнем Новгороде, например, есть канатная дорога через Волгу, соединяющая областной центр с городом-спутником Бор, которая используется именно как транспорт. Но такое средство передвижения зависит, как ни странно, от… погоды. В сильный ветер срабатывает автоматика, и вагончики замирают. Горожане мечтают, чтобы в Нижнем построили ещё один мост, но вместо него, похоже, появится ещё одна канатка.
Борская канатная дорога в качестве переправы через Волгу на весьма долгий срок похоронила идею строительства столь необходимого моста. А ведь такой проект был, причём имел довольно завершённый вид. Нижегородцы старшего поколения помнят, что в 1980-е годы была даже выпущена схема города (тогда он назывался Горький), на которой этот мост был представлен как существующий в реальности. Кто, когда, по каким причинам «оттягивал» строительство надёжной переправы, мне неизвестно. Сооружение подобных конструкций во все времена требовало достаточно больших материальных средств. Не зря за всё время существования знаменитой Нижегородской ярмарки ничего более существенного, чем наплавной мост, в этом месте так и не появилось.
В очередной раз идея нового Подновинского моста (по названию местности – Подновье) обрела реальные очертания в ноябре 2009 года, когда государственная экспертиза одобрила проект балочного моста (как более дешёвого по сравнению с вантовым). Через год губернатор Валерий Шанцев открыл в юго-восточной части города Бор кольцевую развязку, которая по общему плану должна была стать составной частью инфраструктуры нового путепровода.
Но в марте 2018 года строительство моста было отложено на неопределённый срок, а в феврале 2023-го прошла информация, что вместо него появится ещё одна канатная дорога, которая соединит правый высокий берег Оки с нижним – левым и протянется далеко в глубь жилой застройки, над бульваром Заречным. Гулять мамочкам с колясками и пожилым придётся под опорами, а пассажиры канатки смогут вдоволь любоваться крышами и заглядывать в окна жильцов многоэтажек. Заметить бюсты прославленных полководцев, увековеченных на бульваре в рамках проекта «Аллея российской славы», им вряд ли удастся. Впрочем, не исключено, что уже установленные памятники просто тихо исчезнут на фоне бурных строительно-земляных работ, как это бывало не раз.
Станция, вызывающая особую тревогу нижегородцев, должна появиться в оживлённом месте – у перекрёстка бульвара с проспектом Ленина. Двухэтажное здание высотой 20 метров займёт площадь около 1100 кв. м. Здесь же будут размещены вспомогательные помещения и опоры для гондол, которые потребуют антивандального исполнения и устройства вокруг них огороженной защитной зоны ввиду оживлённости перекрёстка (вокруг опор упомянутой выше борской канатки установлены заборы с колючей проволокой).
Уже завершён первый этап инженерно-геологических изысканий на территории, отведённой под строительство станций канатной дороги. Составлены топографический план местности, детальное отображение элементов рельефа, коммуникаций, системы высот и другие сведения. Сейчас, по-видимому, идёт изучение характеристики грунтов, глубины залегания грунтовых вод и иных факторов.
При сооружении такого вида транспорта с очевидностью утрачивается существенная часть функционального назначения бульвара, его санитарно-гигиеническое и рекреационное значение, которые особенно важны в условиях мегаполиса вообще и в столь густонаселённой части нашего города в частности. Через соцсеть «ВКонтакте» жители пытались донести свою позицию до представителей власти. Именно участок дороги, планируемый над бульваром, в настоящее время вызывает наибольшее отторжение. Городская общественность предлагает как минимум ограничить канатную дорогу её прямым назначением – переправы. Письмо с требованием исключить бульвар Заречный из трассировки канатной дороги с приложением 1086 подписей жителей города было направлено на имя губернатора Нижегородской области Никитина Г.С. Однако ответа на это обращение нижегородцы так и не получили.
С просьбой о пересмотре проекта канатной дороги жители обращались и в другие инстанции, в частности в Законодательное собрание Нижнего Новгорода, областные министерства градостроительства, экологии, транспорта, даже в прокуратуру. Конструктивного диалога с местными властями не получается. Видимо, им и проектантам соблазнительно прослыть передовиками в градостроительстве. Действительно, а вдруг последователи нижегородцев начнут реализовывать подобные проекты над Охотным Рядом в Москве или над Невским проспектом в Питере, да и, глядишь, над Монмартром и Елисейскими Полями в Париже!
Александр Ермошин, Нижний Новгород